Закон №3081-д о господдержке кино был принят Верховной Радой Украины во втором чтении 22 сентября 2016 года. Эксперты обсудили новый закон о кино на специальной панельной дискуссии #Кінокраїна
В пятницу, 23 сентября, в завершении 6-го международного медиафорума KIEV MEDIA WEEK в рамках специального проекта инициативы #КіноКраїна» состоялась панельная дискуссия, на которой участники инициативы обсудили текущее положение дел в индустрии, а также открывающиеся в связи с новыми изменениями в законодательстве относительно господдержки перспективы украинского кино- и телепроизводственного сектора.
В панельной дискуссии приняли участие Филипп Ильенко, Глава Государственного агентства Украины по вопросам кино, Сергей Созановский, представитель #Кінокраїна, совладелец киногруппы FILM.UA Group, Роландас Квиеткаускас, директор Литовского киноцентра. Модератором панели выступила Виктория Ярмощук, руководитель Украинской Киноассоциации, директор «Медиа Ресурсы Менеджмент» .
В Украине кардинально меняется система господдержки аудиовизуального сектора
22 сентября можно по праву назвать историческим для украинской продакшн-индустрии, так как украинский Парламент, наконец, принял новую редакцию закона о государственной поддержке кинематографа, который в корне изменит взаимоотношения государства с киношниками и телевизионщиками, причем не только украинскими, но и иностранными.
Если вкратце, то, согласно новому закону, предполагается, что продюсер полнометражного художественного фильма может претендовать на финансирование со стороны государства в размере 80% продакшн-бюджета картины (в отличие от максимальных 50%, на которые можно было рассчитывать до сегодняшнего дня).
Революционной новинкой принятого закона является норма, согласно которой претендовать на получения государственной поддержки могут также и производители телевизионных сериалов: сериальный продюсер вправе рассчитывать на покрытие до 50% своих производственных трат в качестве гранта со стороны государства.
Естественно, что не каждый сможет воспользоваться подобными преференциями. Да и производители сами заинтересованы в открытости и прозрачности механизмов выделения госсредств во избежание ситуаций, когда деньги могут перечисляться никому ранее неизвестным компаниям-однодневкам, которые при этом в лучшем случае будут просто в разы раздувать продакшн-сметы, в худшем же – вообще исчезать, в итоге так ничего и не произведя. Поэтому, согласно новой редакции закона, ежегодно будет проходить конкурсный отбор продюсерских компаний, каждая из которых получит финансирование на производство не менее 2 фильмов для большого экрана (80% финансирования обеспечит государство, 20% - продюсер) и/ или сериалов и фильмов для телевидения (50% финансирования - государство, 50% - продюсер) в год. При этом каждая продюсерская компания, претендующая на господдержку, должна будет пройти финансово-производственную экспертизу, а каждый проект – культурно-производственный тест.
Еще одним революционным нововведением является имплементация системы наличного возврата продюсерам (в том числе и иностранным) части потраченных на производство на территории Украины средств. Новая редакция закона предполагает возвращение иностранным и украинским продюсерам, которые производили кино за свой счет, до 25% от объема средств, потраченных ими в Украине на производство фильмов и сериалов, и 10% расходов, уплаченных с территории Украины и квалифицированных, как оплата труда актеров и других иностранных работников, которые не являются резидентами Украины и не платят НДФЛ в статусе резидента Украины.
Помимо этого будут выделяться средства не только непосредственно на производство, но и на развитие и пре-предакшн проектов, а также на их постпродакшн, дистрибуцию (в том числе международную) и на фестивальное продвижение. В свою очередь, для локальной популяризации национального кинопродукта рекламу украинских фильмов предлагают приравнять к социальной.
Между первым и вторым чтением в профильном комитете Верховной Рады было рассмотрено около 600 поправок в законопроект, что подтверждает, насколько этот документ важен для индустрии и страны.
Литовцы снимают с украинцами три совместных проекта
Своим опытом поделился и директор литовского Киноцентра Роландас Квиткаускас (Rolandas Kvietkauskas), который рассказал, что сегодня в Литве стало легче дебютировать в кино и на данный момент литовские кинематографисты совместно с коллегами из Украины работают над тремя кинопроектами. Киноцентр теперь финансирует еще и дебюты, и отдельной статьей - первый короткометражный фильм. В целом, на финансирование кино в Литве в этом году было выделено € 3,5млн., что на €0,5 млн. больше, чем в прошлом году. Две третьих этой суммы уходит на прямое финансирование кинопроектов, то есть, непосредственно на гранты. При этом максимальная сумма гранта, на который могут рассчитывать производители национального кино, составляет 75% от бюджета проекта, а продюсеры копродукционных фильмов могут максимально претендовать на грант в размере 60% бюджета. Стоит также отметить, что при выборе проектов для финансирования приоритетными являются работы в копродукции. Также Роландас поделился успехами литовского кинематографа за последнее время. В чатсности, он рассказал, что за 2015 год в Литве было снято 35 картин, 21 из которых вышла в национальный прокат. Суммарно они собрали 13% от общего бокс-офиса, который в 2015 году составил порядка €15 млн. Кроме этого 2 литовских фильма вошли в первую десятку местного кинопрокатного рейтинга. Всего же в на киноэкраны страны в прошлом году вышло 290 картин.
Участники инициативы #КіноКраїна представили свои новые проекты
В завершение дискуссии прошел скрининг новых украинских проектов, представленный продюсерами инициативы #КіноКраїна в рамках международного медиафорума KIEV MEDIA WEEK 2016.
Мероприятие открыла кинокомпания FILM.UA, в недрах которой на данный момент кипит работа над порядка 30 проектами, представив вниманию следующие проекты: третий сезон сериала «Нюхач», который стал «светлее, добрее и дополнен элементами комедии», а также расширил географию съемок; проект «Чужая жизнь» - о девушке, скрывающейся от отца по программе защиты свидетелей; мистический триллер «Контакт» Михаила Баркана, с элементами съемок от первого лица; комедийный сериал «Папа Ден», после просмотра отрывков которого зал разразился бурными овациями.
Представители Студии «Квартал 95» сообщили аудитории свежайшую новость о покупке международной онлайн видеплатформой Netflix сериала «Слуга народа», после чего представили проект полнометражного фильма «Слуга народа 2» с безыменным скромным президентом. В этот раз география съемок охватила всю Украину.
Холдинг StarLightMedia представил новый сериал «Пацики», предупредив о нестандартном юморе. Сериал представляет некий симбиоз «Бригады» и творчества Гая Ричи, из картин которого были позаимствованы некоторые сцены. Серьезный, в общем, «пацанский» юмор от серьезных пацанов. Также группа SLM представила детективный сериал «Плохой хороший полицейский» в классическом формате телеканала ICTV и короткометражку «Зерно», описать которую можно в трех словах - дорого, интригующе, странно.
Телеканал «Интер» представил на скрининге классические телевизионные драмы: «Нити судьбы», адаптацию южнокорейского сериала Yuri Gudu, а также мистическую драму «Линия света», снятую на живописных локациях Житомирской области.
Кинокомпания Star Media предложила зрителям для просмотра отрывки из мелодрамы «Восточные сладости», проекта «Тайны и ложь» в жанре популярного нынче «скандинавского нуара», а также анимационный фильм «Бременские разбойники» и мелодраму «Хірургія. Територія кохання».
«Медиа Группа Украина» привезла на скрининг новый сезон «Сышышь Шоу» (с дополнением «Бар»). Проект эволюционирует и приобретает формат ситкома, в котором появляются новые персонажи и анимация.