«Дорогу в Новую Россию мы вымостим трупами несогласных…»
«Великая» - сериал, вольно интерпретирующий юные годы жизни императрицы Екатерины Великой, в очередной раз серьёзно выигрывает у конкурентов за счёт Тони МакНамары, номинанта на «Оскар» за «Фаворитку». Сериал основан на пьесе Тони Макнамары, написанной им для постановки 2008 года в Sydney Theatre Company (Сидней). Его сценарий остаётся остро заточенным на максимально ироничный симбиоз современности и исторической значимости, хотя последняя совершенно не играет здесь роли. Кажется, что зрителей, после оглушительного успеха первого сезона, трудно будет чем-то удивить. Но Макнамара уже написал сюжет для экранизации, рассчитанной на шесть сезонов. В главных ролях - Эль Фаннинг, Николас Холт, Фиби Фокс, Гвилим Ли, Луи Хайнс, Саша Дхаван, Чарити Уэйкфилд, Адам Годли, Дуглас Ходж, Белинда Бромилов, Байо Гбадамоси, Себастьян де Соуза. Хронометраж - 0:52 (10 серий). Премьера (мир) - 19.11.2021 (HULU). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: государственный переворот удался - беременная наследником Екатерина (Эль Фаннинг) и её помощники изгнали действующего императора Петра III (Николас Холт) и смогли присвоить престол себе. Светлая Россия будущего вот-вот наступит - но реальность оказывается куда идиотичнее. Если в первом сезоне восторженная, оптимистично настроенная и юная Екатерина целовала землю российскую в знак уважения и благодарения Богу за свою избранность, то во втором она эту землю начинает жадно есть. Выглядит как вполне логичный и оправданный шаг, обусловленный не только беременностью. За все годы совместной жизни с Петром жизнь если и научила её чему-то, так это борьбе средствами, оказавшимися под рукой (не Вольтером единым, который в сериале оказывается дружбаном Петра!). Императрица не отчаивается: после переворота в кулуарах теперь уже её дворца затевается план по построению просвещённого государства с уходом от дикости в сторону многоконфессиональности, школ для девочек и экономического подъёма…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: кулинарные пристрастия Екатерины демонстрируют её готовность полностью ассимилироваться с теми, кто раньше воспринимал её в качестве инкубатора. Одним исконно русским золотым кокошником на коронации статус не отвоюешь. Советчики Орлов (Саша Дхаван) и Велементов (Дуглас Ходж) в своих подсказках доходят до убийств прямо в зале для аудиенций, патриарх Арчи (Адам Годли) плетёт интриги за спинами, уличные дети играют чьей-то оттрубленной головой и называют Екатерину «сукой» («императорской сукой», поправляет она), придворные дамы так же завистливы и бестолковы. Да и злополучный секс-комикс с Екатериной и лошадью всё ещё на слуху. На встрече с губернаторами обозлённая Екатерина выбегает в приемную и кричит: «Я не трахаюсь с конями!».
Обязательное условие при просмотре «Великой» - не относиться ни к чему всерьёз. Персонажи этого сериала изначально абсурдны, комичны, имеют одну-две гипертрофированных черты характера. Например, император Пётр III в великолепном исполнении Николаса Холта постоянно повторяет, что в жизни его интересуют только еда, выпивка и секс. Он импульсивен и груб, ничего не смыслит в управлении страной и принимает решения как капризный ребёнок. Но авторы последовательно и ненавязчиво придают этому персонажу больше человеческих черт. Во втором сезоне Пётр III, который узнал о беременности супруги, очень старается измениться. Он внимательный и чуткий в отношении Екатерины, чтобы завоевать её доверие обратно; император даже не сопротивляется происходящему перевороту, а впервые в жизни сдерживается и терпеливо ждёт, чтобы дело разрешилось в его пользу. Неожиданно комичный и нелепый персонаж на наших глазах обретает интеллект и голос. Хотя он до сих пор озабочен поиском трюфелей, одновременно изучает дзю-до.
Меняется на этом фоне и сама Екатерина (Эль Фаннинг): из испуганной и разочарованной юной девушки в первом сезоне она постепенно превращается в суровую и упрямую правительницу. Она всё делает по-своему, от мельчайших деталей переворота до необычного наряда на коронацию и знакомой в наше время фразы: «Это новый день для нас и для России». При этом из Екатерины не делают бесчувственную, неестественно «сильную и независимую» героиню: она не лишена эмпатии, по-прежнему страдает по погибшему любовнику, переживает за будущее ребёнка и всей страны. За этим противостоянием между разумной, но тонко чувствующей императрицей и грубым, неотесанным императором наблюдать даже интереснее, чем в первом сезоне. От лёгкого и китчевого сериала не ждёшь такой глубины и трогательности. Если вы всё-таки относите себя к знатокам российской истории, то сериал будет смотреть вдвойне интереснее. Так как шоу от и до действительности не соответствует, угадать следующий сюжетный поворот невозможно. Апогея это достигает в конце первого эпизода - только в сюрреалистичных и смешных историях Тони Макнамары герой может отказаться от целой империи ради жареного свиного окорока под майораном. Власть в «Великой» переходит из рук в руки так же легко, как в «Фаворитке», и зритель никогда не знает, на чьей стороне будет удача в следующей серии.
В первом сезоне в «Великой» было гораздо больше мелких шуток и колкостей в репликах героев, которые постоянно подчёркивали абсурдность происходящего. Пётр III провожал войска на фронт с громким лозунгом: «… [разбомбите] их!» Графа Орлова из-за его робкости и зажатости называли импотентом, а он оказался...смотрим 3-ю серию. Среди пошлого юмора во втором сезоне изредка появляются такие высказывания как, например: «Если знаешь когда закрывать рот а когда раздвигать ноги, девушка всегда найдёт себе достойную пару», «Дорогу в Новую Россию мы вымостим трупами несогласных», «Если бы господь любил женщин, мы бы откладывали яйца!», «Россия это старая свинья, которая корчится в грязи - а потом приду я, молодой и с твёрдым членом», «Библия причинила вред многим головам множеством способов». А некоторые решения не только Петра, но и Екатерины, заставляют вспомнить рассказ Сергея Наровчатова «Абсолют». А о нынешнем дне напоминают фамилии Чехов, Раскольников, Горький, Смольный и Молотов, который по неловкости стал изобретателем коктейля Молотова. К началу второго сезона скопилось несколько событий, которые авторам нужно разрешить, чтобы двигать сюжет дальше. И ради логичного разрешения конфликтов они будто на время забыли о юморе. Правда , шутки в «Великой» всё ещё есть, и комичность некоторых ситуаций вполне в духе сериала. Сценарист Тони Макнамара умеет соблюдать баланс между трагическим и комическим. Через нелепые, абсурдные повороты и искажение истории он создаёт персонажей, которым неожиданно сопереживаешь: от полубезумной королевы из «Фаворитки» до капризного и грубого Петра III. При этом фильмы и сериалы с его участием всегда собирают безупречный актёрский состав: Николас Холт в роли императора раскрылся как ни в одной другой своей работе, а в Эль Фаннинг идеально сочетаются нежность и революционный настрой.
Эль Фаннинг остаётся главным магнитом, чьё заявленное величие проявляется не сразу, но впоследствии звучит всё громче, скрыться от него всё сложнее. Актрису долгое время не относили к категории драматически подкованных, но здесь все вопросы снова сняты, как и при просмотре первого сезона. Екатерина идеально подходит ей не только по части бесконечных гэгов, но и по материнской озабоченности страной, личными переживаниям, хрупкости и боевой готовности одновременно. Николас Холт в роли Петра всё ещё невыносим, придурковат, в таких же пропорциях харизматичен, а ещё устраивает самостоятельную терапию после трансфера власти супруге: например, пытается быть менее вспыльчивым (получается плохо). Несмотря на домашний арест, герой всё ещё присутствует в жизни Екатерины, припоминает ей об избранности будущего ребёнка, изображает то абьюзивного супруга, то родственную одинокую душу.
Появляется в сезоне и Джиллиан Андерсон, чей золотой век на телевидении после Маргарет Тэтчер из «Короны» (и выигранной за неё «Эмми») продолжился матерью Екатерины, Иоганной - комичной светской львицей, приехавшей из Германии и чем-то напоминающей Анну Шерер из «Войны и мира», но с явно большим пристрастием к алкоголю. Миссия приехавшей Иоганны раскроется зрителю не сразу, но свои планы на титул она тоже будет иметь…
РЕЗЮМЕ: при всех плюсах и хорошем заделе на будущее авторы «Великой» как будто больше склоняются в сторону драмы, чем комедии. И это заставляет переживать о будущем сериала, который прежде всего хорош своим юмором. Смотреть его дальше, тем не менее, стоит ради интересных идей и наглой, хулиганской интерпретации событий российской истории, где происходящее даже не назовешь клюквой - настолько оно сказочно и неправдоподобно…
Николай Лежнев