Diversity, толерантность, инклюзивность. Эти слова сразу приходят на ум в отношении триллера «Зверь». Его поставил режиссер с чудесным исландским именем Бальтасар Кормакур, а действие фильма происходит не среди льдов, а в жаркой Южной Африке. Радует, что картина автора «Эвереста» и «Двух стволов» совсем не похожа на индийский боевик «Зверь», который вышел на экраны в апреле. Более того, по сравнению с лентой Кормакура, знаменитый фильм 1996 года «Призрак и Тьма» выглядит теперь как сюжет National Geographic, но без натуралистичных сцен. В главных ролях - Идрис Эльба, Шарлто Копли, Леа Джеффрис, Ияна Хэлли, Мелани Джарнсон, Билли Галлахер, Робби Макайзек, Дориан Хеджвуд, Трэвис Лемрик, Хадсон Энн-Блэк. Хронометраж - 02:10. Премьера (мир) - 19.08.2022. Премьера (Украина) - 25.08.2022 (B&H film distribution). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: доктор Нэйт Дэниелс (Идрис Эльба) после смерти жены возвращается в Южную Африку, где они познакомились. Вместе с дочерьми он направляется в заповедник, которым управляет давний друг семьи Мартин Баттлс (Шарлто Копли). Однако семейная поездка оборачивается опасным приключением. Группа браконьеров убивает львиный прайд, но один из них сбегает. Огромный, свирепый лев становится теперь охотником на людей…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: для того чтобы «Зверь» получился интересным и успешным достаточно было, по большому счёту трёх составляющих - звезды рекламы Booking.com Идриса Эльбы, свирепого льва и природы Южной Африки. Конечно, Идрис Эльба известен не только по вирусной рекламе. На его счету несколько серьезных драматических ролей в фильмах «Большая игра», «Между нами горы», «Прометей» и «Одержимость». Не говоря уже об участии в блокбастерах-франшизах вроде «Отряд самоубийц: Миссия навылет», «Тор», «Мстители». Не забываем также, что долгое время Идриса называли главным претендентом на роль первого чернокожего Джеймса Бонда. Дочкам главного героя, Мередит (Ияна Хэлли) и Норе (Леа Джеффрис) уготована участь болванчиков перед стеклом джипа. Правда, одна из малолеток вначале врезается на джипе видерево, а потом зачем-то выходит из машины, хотя папа и его друг Мартин (Шарлто Копли - «Район N9», «Элизиум - рай не на земле», «Хардкор») строго-настрого запретили это делать.
Начало напряженному сюжету положено - джип обездвижен, опытный следопыт Мартин истекает кровью и ничем не может помочь. Но, на что только не пойдут режиссёр вместе со сценаристом ради нагнетания страстей! Исландский режиссер Бальтасар Кормакур, сын каталонского художника, особенно силён в изображении природной стихии. Достаточно посмотреть его фильмы «Море», «Пучина», «Эверест», «Во власти стихии». Поэтому совершенно понятно, что большинство персонажей его нового фильма обозначены пунктирно - он стремится сразу приступить к действию. Очевидно, по этой же причине режиссёр, вольно или невольно, использует наработки других фильмов на подобную тему. Например, по книге Стивена Кинга «Куджо» в 1983 году был снят фильм, в котором мать была вынуждена вместе с сыном, больным астмой, закрыться в машине, потому что их преследовала агрессивная собака, больная бешенством. Триллер «Призрак и Тьма» 1996 показал охоту героев-охотников на пару львов-людоедов. Южно-африканский фильм 2007 года рассказывал о маме с двумя детьми, запертой в сломавшемся джипе посреди стаи львов. А в голландской картине 2016 года «Добыча» огромный лев разгуливал по Амстердаму и ел всех, кто под лапу подвернётся. И даже «Хижачка», боевик 2020 года с Меган Фокс, показывает на что способна львица, когда ей удаётся вырваться из браконьерской клетки.
Снимаю шляпу перед отделом визуальных эффектов «Зверя». Большинство животных, которых зрители увидят на экране - не настоящие. Анимированный на компьютере лев выглядит ну очень реалистично - почти на 100%. Блестящая графика позволяет сделать из него жуткого монстра - реального противника доктора Нэйта Дэниелса. А Идрис Эльба ещё со времён сериала «Прослушка» показывает, что как актеру ему не нужно повышать голос или махать руками, чтобы сыграть настоящие эмоции…
РЕЗЮМЕ: в одном из интервью Бальтасар Кормакур сказал, что за напряженной историей противостояния охотника и добычи, скрывается метафора, сосредоточенная на фигуре отца-защитника - вида, так же находящегося под угрозой исчезновения, как и львы. Наверное, это была ну очень тонкая метафора, но ничего страшного в этом нет. Фильм «Зверь» оказался очень зрелищным и жестким проектом. При этом в нем не так много скримеров, так что ведёрко с попкорном не упадет у вас с колен…
Николай Лежнев