Картину американца Дрейка Доремуса можно назвать любопытной и умной, но недостаточно страстной футуристической мелодрамой о любви человека и андроида. И не факт, что придать ей огня сумел бы Чарли Ханнэм, который изначально планировался на главную мужскую роль. Актер отказался от проекта, так как не нашел времени для участия в съемках. Зато поп-звезда Кристина Агилера сыграла в фильме небольшую роль проститутки-робота. В главных ролях - Леа Сейду, Рашида Джонс, Юэн МакГрегор, Тео Джеймс, Мэттью Грей Гублер, Миранда Отто, Кристина Агилера, Хелен Джонс, Сара Левески. Хронометраж - 01:44. Мировая премьера - 21.04.2018. Премьера в Украине - 19.07.2018 (Перекит Фильм) Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: изобретатель Коул (Юэн МакГрегор) работает в технологической компании, которая занимается вопросами любви. Фирма создает тесты на совместимость, медицинские препараты, которые усиливают страсть, и изощренных андроидов, способных быть любовниками и компаньонами. Новое создание Коула – девушка-робот по имени Зои (Леа Сейду). Ее программа основана на переживаниях и воспоминаниях реальных женщин, а ее тело столь неотличимо от человеческого, что Зои уверена, что была рождена, а не создана. Коул открывает ей правду лишь тогда, когда Зои в него влюбляется. Это ошарашивает андроида, но она не отказывается от своих чувств, и Коул на них отвечает. Однако и он, и она сомневаются, что их любовь реальна...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: двадцать лет назад «Матрица» спросила нас, реален ли окружающий мир. Это любопытная головоломка, но мы куда чаще размышляем об иной проблеме из мира киберпанка: «Реальны ли наши чувства?» Сейчас, когда глубина переживаний ценится по высшему разряду, а фальшивые имитации проклинаются, любой из нас рано или поздно спрашивает себя, чувствует ли он то, что чувствует, или же обманывает себя и окружающих. И чем громче звучит этот вопрос в наших головах, тем сильнее мы сомневаемся в себе и тем проще нам разрушить даже вроде бы безупречные отношения. Реальность чувств и бесконечное самокопание – главные темы новой картины американского постановщика Дрейка Доремуса, который уже второй раз соединяет романтическое и фантастическое кино (впервые он это сделал в 2015 году в антиутопической мелодраме «Равные»). Правда, на поверхности «Зои» – грядущая киборгизация любви, и фильму есть что сказать и о пристрастии к тестам, и о механической проституции, и о том, как недоверие питает разработку «идеальных спутников жизни», которые не бросят и не предадут. Но если копнуть глубже, то становится очевидно, что история любви Коула и Зои – это гипертрофированное и «остраненное» отражение реальных романтических затруднений, никак не связанных с программами и процессорами. В отличие от поставленных на поток коммерческих андроидов, созданных для ублажения клиентов, Зои сконструирована как максимально точная имитация Homo sapiens. В сущности, это человек со свободой воли и свободой чувств, просто с необычным внутренним устройством. Поэтому Коулу нетрудно в нее влюбиться, и их счастливые мгновения вроде дурашливого плескания в озере вряд ли отличаются от тех, какие у героя были с его бывшей женой и коллегой, сыгранной Рашидой Джонс. Мужчине и андроиду хорошо вместе, и им ничто не мешает, кроме прожорливого червя сомнения. Самоанализ изводит обоих героев и превращает их чувства в боль. Любому, чья личная жизнь не была идеальной, легко представить себя на их месте. Как это ни парадоксально, картина становится еще более злободневной, когда добавляет новую фантастическую деталь – наркотик, который позволяет на несколько часов влюбиться в незнакомого человека. Таких препаратов еще нет, но таблетки, управляющие настроением, сейчас на каждом шагу (особенно в США), и их эпидемия становится все более страшной. В «Зои» любовный наркотик притягивает тех, кто, как Коул, хочет хотя бы ненадолго забыть о сомнениях и погрузиться в чистую страсть. Но это пустые переживания, и они, как и кайф от реальных наркотиков, не наполняют, а иссушают человека. Химия не заменяет жизнь.
К сожалению, желание Доремуса обсуждать печальные нюансы современной и будущей любовной жизни оказывается в «Зои» сильнее обязанности создать полотно, которое затронет зрителей не только интеллектуально, но и эмоционально. Во второй части ленты персонажи так много говорят о чувствах, что фильм начинает походить на психологический семинар. Это не столь уж плохо, потому что герои говорят умные вещи, но и не так выигрышно, как в картинах, которые и умны, и страстны. При этом МакГрегора и Сейду упрекнуть не в чем – их игра прочувствована и прожита от начала и до конца. Проблема у «Зои» сугубо сценарная и режиссерская. Доремус никогда не считался великим постановщиком, и в новой работе он не прыгнул выше головы...
РЕЗЮМЕ: это малобюджетная картина, и она не впечатлит тех, кто ждет от футуристического кино размаха спецэффектов и оригинальных дизайнов. В основном «Зои» – минималистская постановка, и мир будущего в ней почти не отличается от мира настоящего. Но когда фильм пристально вглядывается в глаза и души персонажей, фоновый визуальный фейерверк может только помешать. Так что скромность (но все же не скудость) «Зои» вполне уместна и правильна. А вот сценарий мог бы быть поизящнее...
подготовил Николай Лежнёв