Ольга Куриленко примерила образ шизофренички...
На экраны выходит новая картина нидерландского режиссёра Паулы ван дер Уст, чей фильм «Сестры» (2001) номинировался на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». В отличие предыдущей мелодраматической работы, «Залив тишины» уходит в совершенно другую тональность, более таинственную и мрачную. В главных ролях - Клас Банг, Ольга Куриленко, Брайан Кокс, Ассаад Буаб, Элис Крайдж, Кэролайн Гудолл, Шалиша Джеймс-Дэвис, Дункан Дафф. Хронометраж - 01:33. Премьера (мир) - 25.07.2020. Премьера (РФ) - 20.08.2020. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: Розалинда (Ольга Куриленко) и Уилл (Клас Банг) готовятся к рождению ребёнка, но несчастный случай меняет их идеальную семейную жизнь. Теперь мужу придётся узнать всё о прошлом жены, которое она так тщательно скрывала. В один день Розалинд внезапно исчезает вместе с детьми. Уилл отправляется на поиски и находит её в каком-то заброшенном доме в Нормандии. Однако счастливое воссоединение оборачивается очередным кошмаром...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: за текстовую основу Паула ван дер Уст берет роман автора художественных мемуаров Лизы Сент Обен де Теран и рассматривает травмы прошлого через призму человека больного шизофренией. На самом деле, многие режиссёры обращаются к этому расстройству личности как к кинематографической составляющей. Человек, страдающий шизофренией оказывается взапрети у собственного сознания и мира, созданного им.
Психическое расстройство в роматическом контексте всегда объято тайнами и мистикой, хотя если бы на эту тему говорили через призму реализма то картина была бы совершенно другой. В «Заливе тишины» также есть романтизация шизофрении, как любопытный и интересный нарратив для сюжета, а люди вокруг оказываются абсолютно немыми по отношению к любым проявлением болезни.
Так, муж главный героини даже не знал что его жена больна шизофренией и каждый день принимает таблетки. Это только после несчастного случая он начинает рассматривать коробочки с препаратами и вчитываться в названия. Камнем преткновения в их отношениях становится обычная дискоммуникация, основанная на недоверии и страхе.
Стилистически их дисгармония и невозможность слышать друг друга отражается в самой картине через монтаж, крупные планы и инверсии. Персонажи второго плана словно признаки появляются в жизни главного героя, когда он пытается докопаться до правды и понять, что же послужило настоящей травмой для его любимой жены. Постепенно он отправляется в самую глубину страшных мыслей и холодных воспоминаний, где ему самому приходится справляться с собственной трагедией - смертью сына.
Герои Класа Банга и Ольги Куриленко - словно персонажи фильма Николаса Роуга «А теперь не смотри» (1973), где также замужняя пара пыталась выбраться из пучины собственного когнитивного ада после потери ребёнка. Они тогда отправились в Венецию, посещали мистические маленькие улочки и фантазировали о возможном совместном будущем после трагедии. У Паулы ван дер Уст все начинается с итальянского залива Тишины как символа умалчивания и тайн. Главные герои плескаются в водоеме, опьянённые любовью, но сами не замечают как давно уже образовалась пропасть между ними.
Режиссёр заимствует классические хичкоковские элементы саспенса, а также прямолинейно отсылает к Стэнли Кубрику и его картине «Сияние». За последнее отвечает образ близнецов, двух девочек, которые постоянно ходят вместе и практически не отходят друг от друга. Героиня Ольги Куриленко также считает, что у неё должна была родиться двойня в этот раз, и теряет рассудок когда на руках оказывается всего лишь один ребёнок. Иллюзия переходит в сумасшествие и доводит ее до саморазрушения.
По кусочкам воспоминаний, словно коротким проявлениям осознанности реальности у шизофреников, её муж пытается расследовать убийство из прошлого. Он все больше уходит в глубину недопонимания и тайн, раскрывая новые тайны. Несмотря на всю глобальность темы, актёры, словно куклы, повторяют заученный сценарный текст и следуют по жанровому шаблону триллера. Другими словами, эта картина могла смотреться органичнее без каких-либо диалогов, в абсолютно немой стилистике и даже в чёрно-белых красках. В результате визуальная составляющая фильма выходит на первый план, оставляя актерские усилия в стороне, а музыка просто следует за ней. (Ася Заболоцкая)
РЕЗЮМЕ: «Залив тишины» может понравиться тем зрителям, кто предпочитает проводить свои вечера за просмотром мрачных психологических триллеров. Однако за эстетикой скрываются пустые сюжетные линии и бессмысленные диалоги. Красивая картинка не всегда спасает положение...
подготовил Николай Лежнев