О благословенный дом из древнего дерева, приют для чистых и добрых…
Легко отвлечься во время просмотра картины Александра Ажа - трудно подавить инстинктивное желание сравнить ее со множеством лент, которые «Хижий ліс» напоминает. Например, «Птичий короб», «Тихое место» и, больше всего «Привязанный». Как бы то ни было, «Хижий ліс» существует как в недавней традиции триллеров об изоляции эпохи пандемии, так и в поджанре аллегорических фильмов ужасов. В главных ролях - Холли Берри, Мэтт Андерсон, Кристин Парк, Стефани Лавин, Перси Даггс IV, Энтони Б. Дженкинс. Хронометраж - 01:45. Премьера (мир) - 27.09.2024. Премьера (Украина) - 26.09.2024 (Кіноманія). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: в постапокалиптическом аду Мать (Холли Берри) пытается уберечь своих сыновей-близнецов от опасностей большого мира в деревенской хижине в лесу. На дверном косяке хижины вырезаны молитвы и заклинания, а дверь в подвал, богато украшенную резьбой, подарил ей отец. «О благословенный дом из древнего дерева, приют для чистых и добрых» - повторяет один из сыновей. Что-то случилось с дедушкой. Что-то случилось с бабушкой. Что-то случилось с отцом близнецов тоже. Иногда они встречают видения предков, когда спят или когда бродят по лесу, охотясь на кроликов и белок с помощью арбалета и рогатки. Мать заставляет их носить веревку вокруг талии, чтобы они были связаны с праведностью «дома из древнего дерева», отталкивающей зло, чтобы им не причинили вреда зомби и другие монстры. Но это зло может видеть только Мать. А мальчикам она говорит, что они увидят его только тогда, когда вырастут. Это предостережение начинает прорастать зернами сомнения в уме менее доверчивого Нолана (Перси Даггс IV). Но ему предстоит столкнуться с противодействием со стороны брата Сэмюэля (Энтони Б. Дженкинс), полностью доверяющего словам мамы. По мере того, как еда начинает истощаться (им приходится ужинать кусочками жареной коры), напряжение начинает расти, а семейные отношения подвергаются испытанию…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Хижий ліс» - это фильм о матери, которая пытается помешать своим сыновьям покинуть дом, защищая их от монстров, которые существуют снаружи. Возможно, эта картина о нескольких вещах - об унаследованном психическом заболевании, или же о страхе выпустить чернокожих сыновей в жестокий, расистский мир. Режиссер предлагает бурлящий поток идей, который заставляет нас верить, что это не просто ленивое повторение известного сюжета.
Когда фильм существует в пространстве между догадкой и знанием, он выглядит прекрасно. Особенно, если учитывать мастерство Александра Ажа в визуализации (вспомним его фильмы «Рога», «У холмов есть глаза», «Девятая жизнь Луи Дракса»). А работа со звуком вызывает настоящий восторг. Но, когда один из близнецов подвергает происходящее сомнению, режиссер даже не пытается ответить на вопросы, а просто наполняет свою картину всякими мерзостями. Монстры, которые мучают героиню Холли Берри, находят новые и новые коварные способы. Она видит гротескную версию своей мертвой матери или гигантскую кружащую змею, а зло обещает отступить если она убьет своих сыновей.
Обладательница премии «Оскар», Холли Берри яростна и убедительна в роли матери, которая пытается уравновесить свой личный страх с необходимостью оставаться сильной перед детьми. Шоковая сцена с участием семейной собаки доводит фильм до максимального напряжения, но затем картина начинает сдуваться и разваливаться на глазах. И превращается в микс беспорядочных частей головоломки, которые никак не встают на место. То, что раньше казалось интригующим, становится совершенно запутанным. Как тут не вспомнить первые фильмы М. Найта Шьямалана, способного создать финал, который был бы логичен и достаточно объяснен, чтобы убедить зрителей…
РЕЗЮМЕ: к сожалению, Александру Ажа не удается сбалансировать суровую серьезность фильма (готические названия глав, натуралистичные сцены насилия) с глупыми сценами, которые покажут существ (а, может, это просто галлюцинации Матери?). Похоже, режиссер не может решить, хочет ли он испугать зрителей внезапными бу-эффектами или же заставить нас задуматься о более весомых проблемах. В итоге неспособный эффективно сделать и то, и другое, его фильм просто теряется. Холли Берри, как всегда, задержит зрителей у экрана, но к тому времени, как пойдут титры, досады, что все уже закончилось, не возникает.
Николай Лежнев