Кровавые игры трех подруг в дебютной ленте бруклинской модели...
"Химера" – возможно, не самый дикий на свете фильм, можно найти и поярче, и более кровавые. Можно ввести, скажем, новую шкалу, по которой фильмы бывают не хорошие или плохие, а достаточно или недостаточно странные. Так вот, "Химера" режиссера-дебютантки Митци Пейроне – более чем достаточно странный фильм, чтобы его посмотреть. В главных ролях - Мадлен Брюэр, Сара Хэй, Скотт Коэн, Имоджен Уотерхаус, Дхони Миддлтон, Мэри Лурман, Таи Лин Сандху, Джилл Далтон, Брэд Калькатерра, Этель Фишер. Хронометраж – 01:31. Мировая премьера – 22.04.2018. Премьера (РФ) – 10.01.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: две юные преступницы в бегах, Тильда (Сара Хэй) и Петула (Имоджен Уотерхаус) решают поправить свои финансовые дела, ограбив свою старую подругу Дафну (Мадлен Брюэр), которая живет уединенно в огромном доме, и имеет серьезные проблемы с психикой. Чтобы выяснить, где хозяйка особняка хранит сбережения, Тильде и Петуле понадобится подыграть болезненным фантазиям своей жертвы, и сначала все это кажется не слишком тяжелой задачей. Но как только девушки переступают порог старого дома, события принимают неожиданный оборот, и вскоре грабительницам станет все сложнее отличить иллюзию от реальности, что в корне изменит их планы на жизнь…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: для начала стоит сказать, что в фильме хоррор-компонент является скорее внешней формой, под которой скрыты достаточно масштабные темы. Так что очередной вариации на тему «Пилы» или «Незнакомцев» ждать не стоит — перед нами фильм, больше напоминающий «Забавные игры», но со вполне самостоятельным и запоминающимся визуальным стилем.
Эта своеобразная (хочется сказать «галлюциногенная») стилистика — одно из главных достоинств всей истории. Она охватывает не только диалоги и цветовую гамму, но также монтажные и операторские приемы, создавая все более и более затягивающую атмосферу. Больше всего это похоже на затянувшееся безумное чаепитие из «Алисы в Стране Чудес», только если бы все участники пили меньше чаю, и почаще употребляли галлюциноген.
Но где-то к середине фильм начинает сдвигаться от черного юмора к драме, хотя плотность абсурда только возрастает. Тогда и становятся заметными темы, заложенные ранее только в виде намеков. Здесь можно видеть игры с гендерной проблематикой (единственный мужчина в сюжете — полицейский, и вся его линия глубоко символична), столкновение детской невинности с жестоким внешним миром, и самое, пожалуй, главное — трагедию взросления.
К счастью, дебютантка Митци Пейроне (здесь она режиссер и сценарист) смогла вместить этот набор проблем в единый сюжет, не превратив его в набор красивых, но слабо связанных сцен. Примечательно, что фильм (в отличие, например, от недавней «Реинкарнации», тоже посвященной семейным проблемам) обходится без какой-либо мистики, весь его ужас носит исключительно субъективный, спрятанный в человеческом сознании, характер. «Химера» — это фильм о силе человеческого воображения, о том, как мечта, даже больная, способна завладеть людьми целиком, преобразив их отношения бесповоротно.
Но главное здесь, как было сказано, — не в этом акценте на фантазию, а в том трагическом оттенке, который в «Химере» связывается с опытом взросления и желанием оставаться ребенком, даже если ты хочешь иметь детей. То, что начинается как игра, рано или поздно заканчивается смертью. И смерть эта неизбежна, если мечтать так, как это делают героини…
По сути «Химера» – это такой «Неоновый демон» только без неона, фэшна и некрофилии. Но поглядеть все равно есть на что: три сестры, кровь, безумие, наркотики, ролевые игры – сами создатели картины называют свой стиль «Караваджо под ЛСД» или «оскорбительное барокко». Как видно из интервью режиссера да и из ткани самого фильма, Пейроне больше нравится упиваться собственным инакомыслием, чем продумывать уникальные художественные решения, ленту нельзя назвать бесталанной или нечестной. Последнее особенно важно в свете того, что «Химера» стала первым в истории фильмом, финансируемым криптовалютой; речь идет о своеобразном новом уровне краудфандинга...РЕЗЮМЕ: "Химера" – возможно, не самый дикий на свете фильм, можно найти и поярче, и более кровавый: вот в прокате до сих пор идет заводной "Пирсинг", где безумец и проститутка друг друга увлеченно режут. Но при этом картина все же довольно примечательна и подойдет для того, чтобы возмутить ненасмотренного зрителя, чуть расслабившегося после праздников. Можно ввести, скажем, новую шкалу, по которой фильмы бывают не хорошие или плохие, а достаточно или недостаточно странные. Так вот, "Химера" – более чем достаточно странный фильм, чтобы его посмотреть.
подготовил Николай Лежнев