Как и большинство любителей искусства, плодовитый режиссер Лассе Халльстрем до недавнего времени никогда не слышал о плодовитой художнице Хильме аф Клинт (1862–1944). Ее игнорировали, отодвигали на второй план и не замечали при жизни, но, за исключением четырехлетнего периода, она никогда не прекращала творить. Художница вывела живопись за рамки натюрмортов и пейзажей в неизведанную сферу абстракции, за несколько лет до того, как Василия Кандинского назвали создателем этого направления. В соответствии с инструкциями аф Клинт, ее работы хранились в мастерской на протяжении 20 лет после ее смерти, и ни одна из них не продается. В главных ролях - Тора Халльстрём, Кэтрин Чок, Лена Олин, Лили Коул, Ребекка Калдер, Паулиус Маркявичюс, Мейв Дермоди, Джеззи Де Лиссер, Анна Бьорк, Том Влашиха, Адам Лундгрен, Каролис Касперавикус. Хронометраж - 02:00. Премьера - 19.10.2022 (Palm Springs festival). Цифровой релиз - 19.01.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: хотя шведская художница Хильма аф Клинт не собиралась продавать свои полотна, знаковая выставка 2013 года поразила любителей живописи Стокгольма, а затем жителей семи других европейских городов и Нью-Йорка. Наверняка, ее наследники удумали что-то сделать в коммерческом плане - ведь скромная выставка в Лос-Анджелесе в 1986 году сенсацией не стала. Как не стал сенсацией и документальный фильм Beyond the Visible режиссера Галины Дыршка. Теперь в дело вступает «тяжелая артиллерия» в лице знаменитого режиссера Лассе Халльстрема («Шоколад», «Правила виноделов», «Пряности и страсти»). Англоязычная драма (Халльстрем не смог найти финансирование для фильма о шведской художнице на ее родном языке) - это своего рода семейное предприятие. Жена режиссера, актриса Лена Олин, убедила его взяться за работу и сыграла Хильму в старости. Более того, в главной роли - их дочь, Тора Халльстрём. Тора в детском возрасте пару раз появилась в эпизодах, но до «Хильмы» работала в сфере финансов.
Тора играет вечного аутсайдера, обращенного внутрь себя, будь то в своей семье, в школе, в обществе и, что особенно важно, в сфере изобразительного искусства и в бизнесе. Фильм завершается мощными сценами Лены Олин в роли постаревшей Хильмы, от которой, как и на протяжении всей ее жизни, отказываются влиятельные и богатые мужчины. Для них она «ведьма» за гранью понимания, и хотя в ее глазах читается глубокая усталость, в ней также присутствует неутолимая жажда познания, когда она смотрит на простую красоту деревьев, растущих вдоль городской улицы. Хильма была родом из аристократической и далеко не бедной семьи, которой принадлежал остров Адельсо. Для неё исследования мира природы и ее картины с цветами и ракушками - это вопрос науки, а не украшательства. Ее пристальное отношение к обеим реальностям имеет яркое, динамичное воплощение благодаря выразительной операторской работе Рагны Йорминг, волнующей музыке Джона Эксстранда, виртуозному монтажу Дино Йонсатера, а также усилиям художников Катарины Нюквист Эрнрут и Флоры Вовиль.
Как и следовало ожидать, режиссер Лассе Халльстрем работает с сердцем и душой, и, что примечательно, без намека на сентиментальность. Он уделяет значительное внимание De Fem («Пятерка»), группе, которую Хильма сформировала с четырьмя другими женщинами, которых она встретила в художественной школе: медиумом Сигрид Хедман (Мейв Дермоди), Корнелией Седерберг (Ребекка Калдер), Матильдой Нильссон (Лили Коул) и Анна Кассель (Кэтрин Чок). «Пятерка» регулярно проводит сеансы для получения сообщений от духовных наставников, известных как Высшие Мастера.
В это время аф Клинт начинает экспериментировать с автоматическим рисованием, позволяя духам направлять ее руку, создавая абстрактные работы, в которых линии, формы и цвета используются новыми и захватывающими способами. Анна, у которой достаточно денег, финансирует проекты Хильмы. Можно предположить, что Анна не только благодетельница Хильмы, но и ее любовница. Когда матери Хильмы (Анна Бьорк), такой же неуверенной, как и ее дочь, нужна медсестра, Анна платит и за нее. А затем обнаруживает, что нанятая женщина, Томазина (Джеззи де Лиссер), заменяет ее в привязанностях Хильмы. К чести режиссера и двух ведущих актрис, они понимают что Хильма - сложная натура и не нуждается в пьедесталах или поклонении. Тем не менее, взлеты и падения в отношениях Анны и Хильмы, ревность, разрывы и возобновление отношений, становятся повторяющимися и утомительными в середине фильма. Ясно, что эти эпизоды призваны передать не только требовательную своенравность Хильмы, но и ее артистический застой, но истинный двигатель истории, ее творчество, кажется потерянным в мелодраматических поворотах…
СПРАВКА: Хильма аф Клинт (1862 - 1944) - шведская художница, одна из первых представителей абстрактной живописи. Её композиции больше близки работам таких художников-абстракционистов, как Кандинский (хотя в основе её работ не лежали идеи абстракционизма). После получения среднего образования Хильма училась в Технической школе (ныне Школа прикладного искусства), затем брала уроки портретной и пейзажной живописи и в течение 5 лет (до 1887) продолжала обучение в шведской Королевской Академии художеств. С конца 1889-х годов и до 1908 года работала в собственном ателье в Стокгольме, на Хамнгатан, дом 5, находясь под влиянием экспрессионистской живописи Эдварда Мунка. Художница писала пейзажи, портреты и жанровые полотна, организовывала свои первые выставки. Самостоятельность и финансовая независимость молодой незамужней женщины были необычным явлением для общества того времени. В 1879-1882 годы она регулярно принимала участие в спиритических сеансах одной из христиански ориентированных оккультных групп, которую позже покинула. В 1880 году умерла её младшая сестра Хермина, и с того момента духовная сторона жизни приобрела для Хильмы наивысшее значение. Духовный поиск привёл Хильму к изучению различных философских и религиозных направлений, она интересовалась теософскими идеями Елены Блаватской и розенкрейцерством, философией Христиана Розенкрейца.
Во время обучения в академии, Хильма познакомилась с Анной Кассель, первой из четырёх женщин, с которыми она позднее организовала группу «Пять» (De Fem) — содружество художниц, разделяющих её духовные идеи. С 1896 по 1906 год они встречались каждую пятницу, читали и изучали Новый Завет, проводили медитации и спиритические сеансы, а после аккуратно записывали получаемые «послания». Хильма писала, что получила послание от духовного существа, в котором ей объяснили, что она будет создавать картины-медиумы. В конце 1906 года по указаниям своих «духовных руководителей» она создала первую серию абстрактных работ: яркие, многоцветные композиции с геометрическими и орнаментальными мотивами. Они изображают разные жизненные циклы от рождения до старости. Заимствуя графические элементы из области науки, а также используя растительные мотивы, аф Клинт пыталась изобразить скрытые духовные процессы. Художественный мир Хильмы аф Клинт полон символов, слов и букв. Картины отражают природную двойственность мира: земное и духовное, внутреннее и внешнее, мужское и женское, доброе и злое. Цветовое решение метафорично: синий отвечает за женскую духовную суть, жёлтый за мужскую, розовый цвет за физическую любовь, а красный за духовную. Картины художницы являются проводниками в другое измерение, где понимание происходит через художественно-духовное осмысление увиденного. По окончании работы над «Храмом», духовное руководство прекратилось. Хильма продолжила заниматься абстрактной живописью уже без внешнего управления.
В 1908 году она познакомилась с известным австрийским мистиком Рудольфом Штайнером. Штайнер не стал их интерпретировать ее работы, и даже заметил, что в ближайшие 50 лет они не будут поняты. В 1920 году Хильма переехала в Хельсинки, где делила квартиру вместе с Томасин Андерсон, медсестрой своей матери, с которой они стали подругами до конца жизни. После смерти Томасин в 1940 году, Хильма поселилась у своей кузины Хедвиги аф Клинт на вилле в Юрсхольме около Стокгольма. Попав в 1944 году в автомобильную аварию, Хильма аф Клинт умерла в возрасте почти 82 лет.
Хильма аф Клинт не выставляла свои работы - более 1200 картин и рисунков аккуратно хранилось в её мастерской в ожидании будущего. Все работы были завещаны племяннику - вице-адмиралу Королевского морского флота Швеции, с условием не выставлять их 20 лет после её смерти. Когда в конце 1960-х годов открывали ящики с картинами, мало кто знал об их сюжетах.
В конце 1970-х работы Хильмы аф Клинт были предложены в дар Музею современного искусства Стокгольма, который отказался от пожертвования. Только благодаря искусствоведу Оке Фанту, искусство Хильмы аф Клинт было представлено в 1980 году международной аудитории; в 1984 году он представил её работы на конференции Нордик в Хельсинки. В США абстрактное искусство Хильмы аф Клинт впервые было представлено на выставке «Духовность в искусстве, Абстрактная живопись 1890-1985», организованной Морисом Тучманом в Лос-Анджелесе в 1986 году. Эта выставка стала началом международного признания её искусства…