Популярный сериал «Уэнсдэй» по праву претендует на звание «готического детектива, представляющего Netflix», но у него появился серьезный конкурент - исторический триллер Скотта Купера «Всевидящее око», который помещает молодого Эдгара Аллана По в центр беллетризованной тайны убийства в северной части штата Нью-Йорк. К чести режиссера, на практике «Всевидящее око» кажется гораздо менее глупым, чем краткий синопсис романа Луи Баярда - литературной основы фильма. В главных ролях - Кристиан Бэйл, Джиллиан Андерсон, Тоби Джонс, Люси Бойнтон, Роберт Дювалл, Тимоти Сполл, Саймон МакБерни, Шарлотта Генсбур, Фред Хехингер, Гарри Меллинг, Чарли Тахэн. Хронометраж - 02:08. Бюджет - $72 000 000. Рейтинг R. Премьера (мир) - 23.12.2022. Цифровой релиз - 06.01.2023 (Netflix). Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: 1830 год. Огастус Лэндор (Кристиан Бэйл), детектив на пенсии, живет недалеко от академии, известной как «Уэст-Пойнт». У него репутация не только профессионального следователя, но и желчного алкоголика, у которого пару лет назад умерла жена, а взрослая дочь сбежала из дома. Когда одного из кадетов «Уэст-Пойнт» обнаруживают повешенным и с вырезанным сердцем, руководители академии полковник Тайер (Тимоти Сполл) и капитан Хичкок (Саймон МакБерни) обращаются к Лэндору. Они надеются, что дело избежит нежелательной огласки, ведь главные боссы округа Колумбия могут в этом случае закрыть академию. К сожалению, доктор Дэниел Маркиз (Тоби Джонс) испортил первоначальное вскрытие и пропустил улики, указывающие на то, что смерть кадета не была самоубийством. Поэтому Лэндору приходится завербовать странного кадета в качестве своего помощника и шпиона. Он поэт, много пьющий, немного более эрудированный, чем другие младшие офицеры, и разделяет склонность Лэндора к мрачному и таинственному. Это Эдгар А. По (правильно - будущий автор «Ворона»).
В фильме его играет Гарри Меллинг, который совсем не похож на сыгранного им ранее Дадли Дурсля, толстого злобного кузена Гарри Поттера. Он теперь тощий, почти исхудавший, с высоким лбом и близко посаженными задумчивыми глазами. Лэндор действует как инструктор/наставник, в то время как По может использовать свои лингвистические навыки для расшифровки подсказок, таких как неполная записка, зажатая в кулаке одного из мертвых кадетов. Разумеется, сочетание «одного из» говорит о том, что затем последует ещё несколько убийств, истерия в «Уэст-Пойнт» будет усиливаться а давление на Лэндора увеличиваться.
Джиллиан Андерсон придает миссис Маркиз, жене доктора, благородную, но в то же время нервную аристократичность. Гарри Лоути играет ее сына Артемуса, надменного кадета, который быстро становится одним из главных подозреваемых Лэндора, а Люси Бойнтон играет ее дочь Лею. Ее смелые манеры и литературные вкусы привлекают внимание молодого По.
Шарлотта Генсбур сыграла повариху, официантку и проститутку из местной гостиницы. А Роберт Дюваль предстаёт в образе престарелого книжного «эксперта», на которого опираются многие детективные фильмы, чтобы объяснить о чем речь, если действие становится непонятным.
По мере того, как история движется вперед, и раскинутая Лэндором сеть скоро поймает преступника, кино становится все меньше и меньше о «поимке плохого человека» и все больше о моральных затруднениях тех, кто его ищет. Лэндора, например, преследуют видения его сбежавшей дочери (странно, почему не умершей жены?) - и он едва может скрыть свое презрение к честным начальникам «Уэст-Пойнт». Их указание воздержаться от употребления алкоголя во время работы быстро игнорируется.
По, который производит, вроде бы, впечатление уверенности и превосходства, обеспокоен отсутствием у себя очевидных качеств военного или потенциального мужа. Он тот, над кем так много издевались, как в переносном, так и в буквальном смысле. И ему пришлось вначале создать целый образ как своеобразные броню и щит, но теперь это завладело его разумом. Великолепному Гарри Меллингу есть что играть в фильме и он отлично справляется со своей работой.
Кристиану Бэйлу досталась, по определению, менее эмоциональная роль и он, действительно, показывает некоторые эмоциональные оттенки только в головокружительном финальном акте.
Картинка оператора Масанобу Такаянаги туманна и призрачна, временами почти бесцветна по палитре и бледна по темпераменту. Лишь в одном запоминающемся эпизоде армия кадетов в серо-голубых плащах расходится по лесу в поисках одного из своих пропавших товарищей.
РЕЗЮМЕ: фильм Скотта Купера привлекателен, мрачно красив и никогда не бывает скучным. Это не так эмоционально увлекательно, как можно было надеяться, но что касается криминальной истории и большинства персонажей, режиссер всегда попадает во все нужные ноты…
Николай Лежнев