О ЧЕМ КИНО: средневековый воин (Кристофер Рай) живёт отшельником в мрачном лесу и жаждет отомстить смертельно опасному существу за гибель своей единственной дочери. Получая от короля сведения о появляющихся в округе монстрах, он отправляется за их головами, каждый раз надеясь, что встретит своего заклятого врага...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в кругу поклонников жанрового кино (и хорроров в частности) принято сетовать о том, что новых идей нет, все концепции либо хорошо изучены, либо заезжены, а надежды на лучшее нет. Есть, конечно, в этом и доля правды. Но необычные, подчас даже экспериментальные картины всё-таки выходят. И фэнтезийный фильм ужасов «Время монстров» - яркое тому доказательство.
Мало кто понимал, чего там насочинял и наснимал молодой режиссёр и сценарист Джордан Дауни. Стало известно, что основная часть фильма была снята в португальском районе Сотелу-Моришку, а для съёмок кульминационной сцены пришлось провести полноценные ирригационные работы в древнем подземном водохранилище, вырытом внутри холма. Композитор Ник Сул писал музыку к фильму под впечатлением картины Андрея Тарковского «Солярис». При этом у монстра в картине своя музыкальная тема, у дочери героя — своя, отдельная дорожка подобрана для моментов одиночества, а некоторые проигрыши призваны менять настроение зрителя с испуганного на сочувствующее. Кожевенникам Андре Бравину и Себастьяну Столту из шведской мастерской Patina Leathercraft была поставлена задача создать доспехи главного героя - нечто среднее между амуницией викинга и нарядом персонажа Кожаное лицо из «Техаской резни бензопилой». При этом режиссер Джордан Дауни некоторое время был рекордсменом – для фильма “День убиения 3” он собрал самый большой бюджет за историю краудфандингового сайта Kickstarter. В синопсисе “Времени монстров” говорилось только о том, что некий охотник на монстров долгие годы зачищал окраины средневекового королевства от чудовищ, а параллельно искал следы твари, убившей дочь. Могло показаться, что нас ждёт кино о трудовых буднях прямого аналога ведьмака Геральта. И так оно и вышло – это буквально фильм о трудовых буднях!
Как мы все знаем, высокобюджетный кинематограф всегда показывает героев, спасающих мир от вечной тьмы, за работой. Крутые мужики и воинственные девы кромсают разнообразных тварей направо и налево, купаются в горячей крови поверженных врагов. Но чем они занимаются в повседневной жизни? Даже лучшие воины рано или поздно возвращаются домой и занимаются повседневной рутиной.
И вот Джордан Дауни снял фильм как раз об этом. «Время монстров» неслучайно идёт чуть меньше 72 минут: ради экономии и без того несущественного бюджета авторы пошли на очень смелый поступок и... сняли хоррор про битвы с нечистью без битв с нечистью. Любимый художественный приём создателей: мы прекрасно понимаем, что главный герой по зову рога поскакал на бой с очередной мерзопакостной тварюгой, но саму битву не покажем! И вот, всего спустя минуту, воин возвращается домой израненный, перемазанный кровью с ног до головы, в изодранной в клочья броне. Понятно, что современному зрителю, приученному к каше из пикселей и подробному объяснению всего на свете, воспринимать «Время монстров» будет очень сложно. Но перед нами, пожалуй, один из лучших представителей условного поджанра «мужского кино»: норвежец Кристофер Рай отыгрывает роль с непробиваемой серьёзностью и с лёгкостью вытягивает на себе весь этот театр одного актёра. Суровый бородатый мужик рубит дрова, варит целебное зелье, швыряет отрубленные головы нелюдей на пол в избе, насаживает их на колья, точит меч... Короче, занимается реальным делом. Неудивительно, что диалогов тут и вовсе нет.
Но, вдоволь насмотревшись на простую и понятную бытовуху, полную деталей и мелочей, ты постепенно начинаешь верить в реальность по ту сторону экрана. Да, в картине практически нет экшена, а тот, что есть, никак не назвать выдающимся. Но этот тот редкий случай, когда кино целиком и полностью выезжает на одних только крутейших концепции и атмосфере. И пускай финальный твист угадывается за километр и отдаёт банальщиной, он всё равно здорово выносит мозг и заставляет вздрогнуть…
РЕЗЮМЕ: пока рано делать прогнозы, но скорее всего Джордана Дауни ждёт светлое будущее в сияющем глянцевом Голливуде. «Время монстров» нельзя пропускать, если вы продолжаете наивно верить в светлое будущее страшного жанра.
подготовил Николай Лежнёв