Китайский блокбастер, полный войны и поэзии...
Про то, как Вторая мировая шла в восточном полушарии, мы знаем не так много, тем более по фильмам. Каждый раз странно осознавать, что не менее масштабные бои происходили по всей Азии. Япония конфликтовала с Китаем с начала тридцатых. С 1937 года боевые столкновения перешли в полномасштабную войну, которая стала частью Второй мировой и закончилась только с капитуляцией Японии. Неожиданно на эти события пришлось обратить внимание: в конце августа 2020 КНР выпустила военную драму «Восемь сотен», ставшую самым кассовым фильмом за прошлый год - и это на фоне коронавирусных ограничений! Собравшая больше 450 миллионов долларов картина была снята режиссером Гуань Ху за 80 миллионов - неимоверный бюджет по меркам китайского кинематографа. Снимали камерами IMAX, не поскупились на огромные декорации, точную форму и вооружение для комбатантов, в ролях тоже сплошь звезды китайского кино - в общем, нет вопросов, куда пошли средства. В главных ролях - Ван Цяньюань, Цзян У, Хуан Чжичжун, Чжан Цзюнъи, Охо Оу, Чжан И, Ду Чунь, Вижен Вэй, Чжан Юхао, Тан Исинь. Бюджет - $80 000 000. Хронометраж - 02:27. Премьера (мир) - 21.08.2020. Премьера (РФ) - 06.05.2021. Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Восемь сотен» посвящены эпизоду начала войны в 1937 году. После трехмесячных боев китайская армия отступала из полуразрушенного Шанхая. Для задержки врага оставили всего один батальон 524-го полка 88-й дивизии, который окопался на складе «Сыхан» на берегу реки Сучжоу. Военные должны были не только прикрыть отход, но и продемонстрировать всему миру решимость китайских солдат и серьезность военной угрозы. Наблюдать было кому: через реку располагался «Международный сеттльмент», то есть территория Шанхая под управлением западных держав - туда японцы до поры не вторгались и там, в одном шаге от войны, текла мирная и даже роскошная жизнь. Фактически бойцов было всего четыреста с небольшим - против двадцати тысяч японцев. Но поскольку в начале битвы за Шанхай в батальоне было восемь сотен человек, в национальный миф вошли они именно под таким названием. Собственно, и весь фильм состоит из таких парадоксов, балансирует на тонкой грани между эпосом, пропагандой и лирикой. С одной стороны, это вполне себе ожидаемый блокбастер, полный милитаризма, превозмогания и горделивой патетики. А с другой (возможно, на наш не-китайский, непривычный взгляд) — картина, полная совершенно неожиданных смысловых ракурсов. Вот батальные сцены, в которых всё дрожит и взрывается, льется кровь и отлетают конечности с голливудским сочным размахом не хуже «рядового Райана» или, если вспоминать картины поновей, «1917». Тут и лобовые атаки, и налеты авиации, и ночные диверсии... Недаром к съемкам были привлечены западные специалисты по спецэффектам и постановке экшена. За визуальные эффекты отвечал австралийский супервайзер Тим Кросби, номинант на премию Оскар за лучшие визуальные эффекты в картине «Люди Икс: Дни минувшего будущего». Но как-то не удается забыть, что это, в сущности, история военного поражения. Через четыре дня защитники склада отступили и были арестованы британскими властями, а затем японцами. Конечно, сюжет о безнадежной обороне храбрецов, засевших в осажденной крепости, со времен гомеровских и борхесовских архетипический, и в военном кино абсолютно знакомый: взять хотя бы нолановский «Дюнкерк». Непривычно, чтоб в этом скорее бравурном жанре столько рассуждали о смерти, взывали к ней, готовились - это что-то скорее из восточного менталитета, понятное, наверное, оппонентам-японцам с их «путем самурая». Недаром в конце фильма японский генерал и китайский полковник, встретившись на переговорах, находят, в общем, определенное взаимопонимание: судьба одних - нападать, а других — защищаться и умирать, и в этом - дао.Тут вспоминаешь, что режиссеру тоже пришлось выдержать свою битву: фильм долго не мог увидеть свет из-за «технических трудностей», иными словами - цензурных ограничений. Показанные в картине китайские солдаты сражались за националистическую партию Гоминьдан, бывшую тогда у руля в Китае, и подчеркивание этого факта, разумеется, вызывало недовольство нынешних коммунистических властей. Герои фильма не просто принимают смерть, они умирают мгновенно и массово - не успеваешь заметить и прикипеть к кому-то из них. В этом механическом стирании персонажей есть страшное какое-то обезличивание, и фильм внезапно (и возможно, не по задумке режиссера) приобретает странное, меланхоличное, почти толстовское какое-то, антивоенное звучание. На это же впечатление работает и поэтичная операторская работа, то и дело выдающая красивейшие акварели. Взгляд, призванный показать суровость войны, отвлекается на красоту мира - такое мы как раз часто видели в китайских эпических фильмах.
Особенно живописно показывают «Международный сеттльмент». На одном берегу реки - ад войны, кровь и руины, на другом - горящие рекламы, казино, рестораны и мирная жизнь. Зеваки, крупье и официанты, толпясь на набережной, с любопытством следят за борьбой не на жизнь, а на смерть - такой расклад кажется слишком уж надуманным, нарочно изображенным создателями фильма. Однако действительность, похоже, в очередной раз оказалась более странной, чем любой вымысел. И все-таки метафора тут есть: трудно не почувствовать укоризненную интонацию в том, как изображает Гуань Ху наблюдателей из западного мира. Некоторые репортеры даже расположились в дирижабле, в безопасной недосягаемости для пуль и снарядов, и разглядывают сражение, будто спортивный матч. Однако к концу битвы большинство гражданских все-таки проникаются сочувствием к китайским защитникам и, как могут, помогают им. Но возможен и другой взгляд. В толпе зрителей камера то и дело выхватывает актеров - в гриме, с ярко раскрашенными лицами. На сцене они показывают спектакль по мотивам героического китайского эпоса. Да и весь Сеттльмент с его огнями напоминает театральную сцену с огнями рампы. С другой стороны - зрелищем, буквально «театром военных действий» становится драма вокруг склада «Сыхан». Два театра друг напротив друга, два зеркала страстей человеческих - это вполне развитие шекспировской темы. (Фёдор Дубшан)РЕЗЮМЕ: финальное противоречие фильма: он подойдет и тем, кому нравится смотреть героическое про войну, и тем, кому война кажется ужасным представлением, где люди смешиваются в безликую толпу и где поражение терпят все и каждый.
подготовил Николай Лежнев