Фильм-завещание великого Уильяма Фридкина…
На Венецианском фестивале вне конкурса показали «Военный трибунал по делу о мятеже на „Кейне“» - последний фильм Уильяма Фридкина, которого не стало в августе 2023 года. Фильм снят на основе классического сюжета о событиях на американском военном корабле «Кейн», участники которых были обвинены в мятеже и предстали перед судом. В его основу лёг сценарий Германа Вука, написанный по мотивам романа того же автора «Бунт на „Кейне“». Однако режиссёр перенёс события фильма из времён Второй мировой войны в 2020-е годы. В главных ролях - Кифер Сазерленд, Джейсон Кларк, Джейк Лэси, Моника Реймунд, Лэнс Реддик, Льюис Пуллман, Элизабет Энвейс, Том Райли, Франсуа Баттисте, Гейб Кесслер. Хронометраж - 01:48. Премьера - 03.09.2023 (Венецианский кинофестиваль). Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: командир судна «Кейн» Филип Квиг (Кифер Сазерленд) был отстранен от управления кораблем в ходе мятежа. Дело передано в суд. По словам устроившей бунт команды, капитан вел себя неадекватно и подвергал жизнь экипажа опасности. Сам капитан выступает свидетелем, лейтенант Стивен Марик (Джейк Лейси) - обвиняемым в мятеже, а лейтенант Барни Гринвальд (Джейсон Кларк) — его защитником. В роли судьи Лютера Блейкли - покойный Лэнс Реддик, памяти которого посвящен фильм. Действие происходит в декабре 2022 года.
Фильмы про судебные заседания - жанр на Венецианском кинофестивале излюбленный. В 2017 году приз за лучшую режиссуру ушел Ксавье Леграну за «Опекунство». Из года в год Сергей Лозница возит сюда процессы - среди них «Процесс» (2018) и «Киевский процесс» (2022). Да и вне конкурса постоянно показывают trial movie: из недавнего «Дела человеческие» (2021) Ивана Атталя и «Спасибо за службу» (2022) Рашида Хами. Поэтому отборщики фестиваля не могли обойти стороной и «Военный трибунал по делу о мятеже на „Кейне“» Уильяма Фридкина. Это почти двухчасовое камерное кино, до последней сцены не покидающее зал суда.
Будучи, очевидно, ограниченным в бюджете, Фридкин использовал выразительные средства скупо, но стильно. Стены украшают полотна маринистов, а режиссер не стесняется сделать неожиданный zoom-in или zoom-out, что выдает голливудскую школу с двух нот. Фридкин вытаскивает из Кифера Сазерленда уже давно позабытые драматические способности, а Джейсона Кларка делает персонажем своего образного пантеона неоднозначных, идущих наперекор своим принципам колдунам и разыскивающим, потому что он, безусловно, актер его типажа. Финальная же сцена, снятая строго по сюжету одноименной пьесы, когда адвокат выливает на главного злодея содержимое бокала, займет достойное место в фильмографии режиссера, который был неравнодушен к эффектным сценам в эпилогах (вспомним великий small talk в конце «Изгоняющего дьявола»). Да, конечно, «Мятеж» далеко не «Тропы славы»Стэнли Кубрика, но если и заканчивать карьеру кадром-жестом, то точно аристократическим. А не как Полански, у которого во «Дворце» чихуа-хуа сношается с пингвином…(Денис Виленкин).