«Сегодня я забыл свой член дома…»
«Девушка Бонда», Леа Сейду, играет одну из главных ролей в новом полнометражном фильме французского сценариста и режиссера Арно Деплешена, который основан на книге Филипа Рота 1990 года. В главных ролях - Леа Сейду, Дени Подалидес, Эммануэль Дево, Анук Гринбер, Ребекка Мардер, Мадалина Константин, Миглен Миртчев, Саадиа Бентайеб, Андре Умански, Геннадий Фомин. Хронометраж - 01:45. Премьера (мир) - 13.06.2021. Премьера (РФ) - 17.02.2022. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: известный американский писатель Филип (Дени Подалидес) живет с женой в Лондоне. Кроме того, к нему в роскошную квартиру-офис регулярно приходит любовница (Леа Сейду). Они ссорятся, мирятся, говорят обо всем на свете и занимаются сексом.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: предыдущие фильмы французского режиссера Арно Деплешена почти всегда включают сцены долгих интеллектуальных дискуссий после секса («Как я обсуждал... (свою сексуальную жизнь)»; персонажей, которые либо евреи («Эстер Кан»), либо связаны с бывшим Восточным блоком («Часовой»); нарративы, разрушающие барьеры между театром, кино и документальной литературой («Лео играет: В компании мужчин»); а иногда и все вышеперечисленное сразу («Призраки Исмаэля»). Поэтому неудивительно, что Деплешен является давним поклонником Филипа Рота, чьи книги отмечены многими из тех же навязчивых идей, не говоря уже о похожем акценте на семьях в разгар крупных потрясений.
В этом плане казалось, что адаптация романа Рота для кино должна была стать легкой задачей. Но в получившемся фильме, «Внебрачные связи» (в оригинале - «Обман»), ни режиссёр ни автор своего максимума явно не показали.
На самом деле, «Обман» обычно считается одним из самых слабых литературных произведений Рота - очень похоже, что он писал роман на автопилоте. Или, если быть еще более жестоким, он скатывается до карикатуры То же самое можно сказать и о фильме, который, несмотря на серьезный актерский состав, которым режиссёр руководит с его обычными высокими стандартами, может показаться ошеломляюще бесстыдным.
Писателя играет Дени Подалидес, потрясающий актер как на сцене (он член труппы «Комеди Франсез»), так и на экране, где он часто появляется в фильмах своего брата Брюно. Но заставить нас поверить в то, что Подалидес - это альтер эго Филипа Рота, довольно сложно. В актере есть что-то слишком дружелюбное Идеальным кандидатом на эту роль был бы покойный Мишель Пикколи, который в расцвете сил выглядел как двойник Рота. Безымянную возлюбленную Филиппа играет Леа Сейду. Роль, признаться, неблагодарная - актрисе суждено смотреть во все глаза на писателя, который агрессивно извергает свои мысли, будь то британский антисемитизм (постоянная тема) или обреченность их отношений. Тем не менее, как женщина, ищущая любовь вне брака, персонаж Сейду также имеет приличную свободу действий, и ее сексксуальная раскованность - одна из немногих вещей, которые делают фильм привлекательным.
Замкнутое пространство добавляет театральности исходному тексту, почти полностью состоящему из диалогов, что Деплешен подчеркивает несколькими короткими сценами выступления актеров на сцене. К сожалению, никакого развития сюжета практически не происходит, а ведь перед нами фильм, а не книга. Разглагольствования, наполненные характерной для Рота наглостью («Я фетишист устного слова», «Сегодня я забыл свой член дома» и т. д.), должны служащить доказательством того, насколько он дерзок и проницателен, особенно по сравнению с ненавидящими евреев англичанами, на которых он постоянно ворчит. Масла в огонь подливает и то, что режиссёрская экранизация по большей части крайне лояльна к роману. Эпизод, в котором Филип подвергается инсценированному суду за свои эксцентричные взгляды, своей цели (возможно, намеренно) не достигает - ведь суд показан как полный фарс…
РЕЗЮМЕ: очевидно, есть что-то трансгрессивное в том, что Деплешен решил снять фильм, действие которого происходит в 1987 году, прямо сейчас, в 2021 году, когда произошли серьезные изменения по поводу многих взглядов, которые Рот исповедует в своем романе…
Николай Лежнев