Весьма успешная французская актриса и сценаристка Мишель Ларок для своего режиссерского дебюта выбрала, казалось бы, беспроигрышный вариант – адаптировать в полный метр пьесу, в которой когда-то она исполняла одну из главных ролей, однако на выходе получилась новая история, далекая от оригинала. В главных ролях - Мишель Ларок, Кад Мерад, Франсуаза Фабиан, Росси де Пальма, Жюльен Аррути, Надеж Боссон-Дианье, Жан Бенгиги, Тарек Будали, Жерар Дармон, Ориан Дешам. Хронометраж - 01:35. Мировая премьера - 17.01.2018. Премьера (РФ) - 26.04.2018. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: Анжела (Мишель Ларок) красивая, богатая, пятидесятилетняя женщина, живет с мужем и дочерью на лазурном берегу Франции и занимается лишь тем, что тратит деньги. Казалось бы, жизнь удалась, и в свои 50 лет Анжела имеет все, что только можно пожелать. Но однажды накануне Рождества ее жизнь рухнула. Муж (Паскаль Эльбе) заявил, что уходит к другой женщине и собирается отобрать квартиру. Дочь-рокерша (Ориан Дешамп) переехала жить к бойфренду, чтобы Анжела не мешала им репетировать. Мать, злобная старуха (Франсуаза Фабиан), совсем достала своими требованиями, и даже лучшая подруга (Росси де Пальма) бросила ее, отказавшись встречать с ней Рождество. Анжеле придется переосмыслить жизненные ценности и начать жизнь заново...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Традиционно считается, что перенос на большой экран театральной постановки – самое простое сценарное занятие. Есть, мол, готовые диалоги, расписаны мизансцены и установлен драматургический ритм, всего-то нужно – расставить перед камерой актеров и снять шедевр. В реальности все совсем не так просто, но дело даже не в том, что театр и кино радикально отличаются друг от друга, а в нежелании настоящих творцов идти протоптанными дорогами и повторять чужие находки слово в слово, через искусство всем хочется самовыражаться, а не копировать. Весьма успешная французская актриса и сценаристка Мишель Ларок для своего режиссерского дебюта выбрала, казалось бы, беспроигрышный вариант – адаптировать в полный метр пьесу, в которой когда-то она исполняла одну из главных ролей, однако на выходе получилась новая история, далекая от оригинала. Вот вам и простая экранизация...
Оригинальная пьеса «Мой бриллиантовый развод» ирландского драматурга Джеральдин Эрон – это комедия о женщине, которая, столкнувшись с тем, что ее муж подал на развод, принимает боевую стойку и бросается в схватку с адвокатами, превращаясь постепенно из незаметной «второй половинки» в хозяйку положения. По нынешним временам весьма актуальная тема с победившим феминизмом, равноправием и прочими благами цивилизации. Но Ларок в Анджеле из пьесы увидела совсем другую женщину, не Эрин Брокович, а скорее Бриджит Джонс. Вместо того чтобы сделать упор на судебные тяжбы и перетягивание инициативы от бывшего супруга на сторону оставленной им женщины, автор «Великолепной» сосредотачивается на том, чем Анджела жила до развода и как она нашла себя в последующей жизни. С этого момента картина вдруг превращается во французский аналог советского фильма «Самая обаятельная и привлекательная», где ведущий персонаж сперва поддается подсказкам более опытных и знающих советчиков, но после понимает, что никто не сделает ее счастливой, кроме нее самой.
Удивительно, но счастье героиня и авторы видят не в модных нынче независимости, активном образе жизни и прочем натурпродукте, а во вполне классических вещах вроде семьи, преданных друзей, теплых отношений с родными и близкими – не самое свежее решение, но зато искреннее и душевное. «Великолепная» вообще выглядит традиционалистским фильмом – в нем и сюжетные повороты вполне очевидные, и шутки лишены обязательного сегодня цинизма, и герои, большей части которых уже за 50, не ведут себя, как Роберт Де Ниро в последних своих комедиях. Да, это кино не рассчитано на подростковую аудиторию, а потому оно не удивляет, а располагает к себе.
Выдающийся актерский состав делает просмотр по-настоящему увлекательным. Сама Ларок играет в картине ведущую роль и потому старается изо всех сил – ее Анджела трогательна, легка и по-хорошему наивна. Конечно, это не образец для подражания, но интересный типаж, который легко проецируется на нашу жизнь. Чуть менее фееричен, чем обычно, Кад Мерад, но у него в «Великолепной» и несколько иные задачи – он исполняет роль неуклюжего психиатра, который мало того что плохо помогает своим пациентам, так еще и влюбляется в клиентку. В какой-то мере это даже романтический образ. Второй план наполнен артистами, которые хорошо известны любителям французского кино – от Жерара Дармона до Франсуазы Фабиан, – и это украшает историю, смотреть за похождениями Анджелы одно удовольствие.
Что несколько может подпортить впечатление, так это отсутствие определенной смелости и настойчивости – Ларок-режиссер по мере движения сюжета словно избегает острых углов и намеренно уворачивается от сложных тем и неприятных размышлений: походя происходит расставание с некогда любимым мужем Анджелы, дочь как-то не слишком убедительно страдает после разрыва с бойфрендом, да и история торговца совсем не трогает. Автор словно боится испортить нам настроение, торопится подправить грусть неуместной шуткой или глупостью, хотя этого и не требуется. В подобных историях должно быть место печальному и драматическому, а эта сторона истории в «Великолепной» не получилась совсем...
РЕЗЮМЕ: и все же французское кино остается французским кино – в «Великолепной» достаточно света и воздуха, чтобы поднять настроение, в фильме задействованы отличные актеры, которые придают истории силу, наконец, лента не старается оригинальничать там, где этого не нужно. Достаточно того, что нас избавили от шуток про судей и адвокатов, а перевели тему на неудачные свидания со снобами, попытки излечиться от водобоязни и прогулки с неуправляемым псом. В этом куда больше обаяния и привлекательности.
подготовил Николай Лежнев