"Ми схожі на вас, але ми - не ви. Хоча раніше були такими ж..."
Легендарный режиссёр Ридли Скотт решил рассказать о событиях 1973 года, когда неизвестные похитили внука Жана Поля Гетти, самого богатого на тот момент человека в мире. Настоящим скандалом стала замена в последний момент исполнителя главной роли, Кевина Спейси, который оказался замешанным в сексуальном скандале. Что интересно, Ридли Скотт с самого начала планировал пригласить именно Кристофера Пламмера на роль нефтяного магната, поскольку тот гораздо ближе к Гетти по возрасту, в отличие от Спейси. В главных ролях - Мишель Уильямс, Марк Уолберг, Ромен Дюрис, Тимоти Хаттон, Чарли Пламмер, Марко Леонарди, Джузеппе Бонифати, Стэйси Мартин. Хронометраж - 02:12. Мировая премьера - 18.12.2017. Премьера в Украине - 08.03.2018 (Вольга Украина). Оценка www.kino-nik.ru 7/10
О ЧЕМ КИНО: в период 1957 - 1976 во всем мире не было человека богаче, чем Жан Пол Гетти (Кристофер Пламмер). Принадлежать к его роду — все равно, что ощущать себя королём мира. Однако его внук, 16-летний Джон Пол Гетти III (Чарли Пламмер) постоянно страдал от безденежья. В 1973 году его похитили неизвестные, которые потребовали за подростка выкуп в размере $17 миллионов. Неуступчивый миллиардер платить наотрез отказался, после чего похитители выслали ему отрезанное ухо внука. И тогда единственной надеждой для Гэйл Харрис (Мишель Уильямс), матери мальчика, становится Флетчер Чейз (Марк Уолберг) - сотрудник службы безопасности самого Гетти…Кевин Спейси Джон Пол Гетти III Кристофер Пламмер
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: фильм Ридли Скотта был полностью снят с участием Кевина Спейси в роли Жана Пола Гетти. Но после волны обвинений в сексуальных домогательствах в адрес актёра, было решено частично переснять картину, заменив Спейси на Кристофера Пламмер. Известно, что Ридли Скотт с самого начала планировал пригласить именно Кристофера Пламмера на роль нефтяного магната Гетти. 89-летний Пламмер гораздо ближе к Гетти по возрасту, в отличие от Спейси. Во время событий, описываемых в фильме, Жану Полу Гетти было 80 лет. Кевину Спейси на момент съемок было 58 лет, из-за чего гримёры работали над образом актёра по несколько часов в день, чтобы его «состарить». Кевин Спейси Кристофер Пламмер
В США фильм показали 25.12.2017 и отзывы оказались преимущественно положительные. Empire: «За свою роль Кристофер Пламмер может получить все награды в мире». The Hollywood Reporter: «Это фильм о реальной жизни со всеми её крайностями, богатством, с людскими чудачествами, скорбью, напряжённостью, смелостью, готовностью пойти на преступление в политических целях, с удачей и с силой материнской любви... Это также взгляд в изысканный мир, где деньги – это безграничное всё». The Guardian: «Пламмер не выглядит как поспешная замена, он всецело наслаждается своей ролью. И идеально для нее подходит». The Telegraph: «Мишель Уильямс очень хороша, чувствуется влияние Одри Хепберн». The Daily News: «Совместные сцены Кристофера Пламмера и Мишель Уильямс стоят того, чтобы заплатить за билет в кино»
На постерах основанного на реальных событиях триллера Ридли Скотта «Все деньги мира» изображены персонажи Марка Уолберга и Мишель Уильямс. Они в самом деле много времени проводят в кадре, но фильм не о Флетчере и Гейл, которые в основном сидят у телефона и с замиранием сердца ждут новостей (Флетчер поначалу развивает бурную деятельность, но быстро сдувается). Также это не кино о похищенном парне, который кое-как выживает в сарае, где его держат, и даже не о бандите по кличке Чинквенто (Полтинник), который привязывается к юноше и делает для его освобождения больше, чем некомпетентная и коррумпированная итальянская полиция.
Нет, «Все деньги мира» принадлежат не этим людям, а формально второстепенному герою – Полу Гетти-старшему. Его слова, его поступки, его прежние и нынешние решения определяют ход событий. Все прочие персонажи вынуждены подстраиваться под Гетти, даже если не работают в его компании и не входят в его семью, а пытаются выжать из него выкуп. И драматичный триллер на поверку оказывается завуалированным портретом полубезумного миллионера, который купается в роскоши, но держит в своем поместье таксофон для гостей, которым нужно позвонить по частным делам. «Как можно, чтобы они тратили мои деньги на свои звонки!»
Это отнюдь не самый странный «закидон» старого скряги. Гетти так богат и влиятелен, что ему не нужно скрывать под покровом вежливости свой нечеловеческий эгоизм и свое пренебрежение к людям. Уникальные произведения искусства и артефакты для него важнее близких родственников, и он так прямо и говорит. Мол, картины не разочаровывают, а родня только этим и занимается. И хотя Гетти подводит рациональный базис под свое нежелание платить выкуп, ясно, что его слова – жалкое самооправдание, а не выстраданное и тяжелое решение. Внук для него – живая собственность, причем подпорченная хулиганским поведением и подростковым бунтом против дедовской нелюбви и отцовской наркомании (Пол Гетти-второй ко времени действия совершенно невменяем от препаратов). Как за такого платить? Вот если был Пол был шедевром Вермеера, был бы совсем другой разговор!
Это портрет на грани комиксного суперзлодейства, но Ридли Скотт не сгущает краски, а смягчает их. Фильм милостиво позволяет Гетти-старшему совершить несколько почти человечных поступков, тогда как в реальной жизни миллиардер, кажется, был эталонным социопатом. Сделали ли его таким баснословные деньги или же Гетти с самого начала был ненормальным? На этот вопрос картина не отвечает. Но она прозрачно намекает, что большие деньги не приносят большого счастья, зато манию поддерживают превосходно. Как говорится, «псих с деньгами – это не псих, а эксцентрик».
Конечно, ничего оригинального в таком изображении богатства и славы нет. Но сила «Всех денег мира» в том, что это не высосанная из пальца, а реальная история. И она страшна, даже если не сочувствовать юному Полу, который мог бы быть и поосторожнее в своих ночных приключениях. Это рассказ о полной моральной деградации, и Кристофер Пламмер блистательно сыграл деграданта. Фильм выиграл от того, что Ридли Скотт вынужден был отказаться от услуг Кевина Спейси и переснять его сцены с новой звездой. Стариковский грим Спейси наверняка отвлекал бы зрительское внимание и делал бы персонажа менее достоверным, а Пламмера искусственно старить не пришлось. Поэтому он абсолютно правдоподобен в образе «скупого рыцаря», который купил себе все, кроме сердца. А так как Пламмер – актер не только талантливый, но и очень мощный, то его мистер Гетти завораживает.
Прочие составляющие ленты слабее. Сюжет недостаточно увлекателен для фильма, который идет почти два с половиной часа, Флетчер и Гейл прописаны хуже старшего Гетти, а итальянские герои – это не столько персонажи, сколько концентрированный национальный колорит. Скотт даже находит время, чтобы бандиты спели и станцевали! Впрочем, когда повествование столь угрюмо, как во «Всех деньгах мира», в него стоит добавлять толику юмора и игривости, чтобы зрители к концу сеанса не чувствовали себя пропущенными через мясорубку.
КАК ЭТО БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ: в 1957 году журнал Fortune назвал Жана Пола Гетти «самым богатым живым американцем». У него было $1,2 млрд. В 1973 году злоумышленники похитили его внука. И стали требовать выкуп – $17 млн. Гетти наотрез отказался платить – "если я заплачу, завтра они начнут похищать всех моих родственников". Торги продолжались пять месяцев. Сумма была снижена до трех миллионов долларов. А потом семье Гетти прислали по почте отрезанное ухо 16-летнего внука, пообещав еженедельно присылать по кусочку. Гетти согласился заплатить только $2,2 млн. А недостающие $800 000 он дал сыну в долг. Под 4% годовых. И тем не менее, Пол Гетти III был освобожден. Спустя 5 месяцев после похищения непутевый отрок был найден на шоссе Неаполь – Катанцаро: больной, измученный, изголодавшийся. В последние недели своего плена он бомбардировал отца и дедушку отчаянными записками: «Они отрезали у меня ухо. Не допускайте, чтобы они отрезали еще и другое. Заплатите им!» Отрезанное ухо занесли в лабораторию. Анализ показал, что ухо действительно принадлежит юному Полу Гетти. После долгих колебаний его отец – Пол Гетти II – заплатил требуемую сумму. Освобождённый пленник был помещен в больницу, и следователи немедленно приступили к допросам. Результаты были обескураживающие. Пол утверждал, что на протяжении всех этих 160 дней его содержали в тайных укрытиях - в пещерах и катакомбах, в заброшенных охотничьих домиках. Что глаза у него почти все время были завязаны, а охранял его какой-то тип в маске. В горах Калабрии началась большая облава: сыщики пытались найти убежища, в которых якобы прятали Пола Гетти III. Но никаких следов найти не удалось. Возникало все больше сомнений, что похищение могло быть делом рук малограмотных калабрийских крестьян. В пользу "мафиозной" версии свидетельствовало лишь отрезанное ухо. Но с другой стороны, отрезанное ухо – это Ван Гог, любимый художник старого Гетти. Не слишком ли мудрёно для простодушных мафиози? А тут еще – типично великосветская ловкость, с которой велись переговоры об освобождении юнца...Это противоречие полиция пыталась как-то преодолеть. Было выдвинуто предположение, что в деле замешаны транснациональные синдикаты по торговле наркотиками. К расследованию подключили Интерпол, но эта ниточка тоже ни к чему не привела. Поневоле на ум приходила мысль о грандиозной мистификации. Постепенно подозрения сосредоточились вокруг самой жертвы; однако Пол упорно молчал. И заговорил лишь после того, как его припугнули строгой судебной карой за лжесвидетельство и уклонение от ответов. И выяснилось, что он сам, вечно страдая от безденежья, а отчасти и ради забавы, вместе с группой друзей – «золотых хиппи» организовал свое собственное похищение. Разумеется, наказания не последовало; но ничто не могло нанести семье большего удара. Самая сердцевина нефтяной империи - её нравственная основа – оказалась надломленной. Через два года Пол Гетти I скончался, завещав почти всё своё состояние на нужды музея, который он основал. Что сталось с Полом Гетти III, история умалчивает. Действительным же наследником самого богатого человека в мире стало всё человечество...
подготовил Николай Лежнев