Фильм «Уродина» - похороны жанра young adults?…
Что случилось с жанром young adults (YA)? Десять лет в кинотеатрах один за одним шли научно-фантастические и фэнтезийные триллеры о бесстрашных подростках, сражающихся против антиутопических обществ («Голодные игры», «Бегущий в лабиринте», «Дивергент») или путешествующих по скрытым фэнтезийным мирам, как в «Гарри Поттере» или «Сумерках». Почти все они были адаптациями популярных серий книг для подростков. Какое-то время казалось, что практически каждая книга получила свой фильм, прежде чем эта тенденция сошла на нет в конце 2010-х годов. Даже удивительно, что только сейчас на Netflix выходит фильм МакДжи - адаптация романа «Уродцы» Скотта Вестерфельда 2005 года. Эта книга постоянно присутствовала в школьных рюкзаках и в каталогах книжной ярмарки Scholastic Book Fair как раз перед тем, как романы Сюзанны Коллинз «Голодные игры» стали феноменом. В главных ролях - Джои Кинг, Лаверн Кокс, Чейз Стоукс, Джиллиан Мюррэй, Кевин Ниммс, Бриэнн Тджу, Келли Гейл, Кит Пауэрс, Замани Уайлдер, Анджелика Боброва. Хронометраж - 01:40. Премьера (мир) - 13.09.2024 (Netflix). Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: 16-летняя Талли (Джои Кинг) живет в футуристическом, но строгом обществе, рожденном в период апокалиптических раздоров. Талли вскоре подвергнется «Трансформации» - хирургической процедуре, призванной превратить несовершенную «Уродину» в идеализированную «Красивую» и переедет из мрачного бетонного общежития в сверкающий, райский «Город», где все прекрасны и ничто не болит, где все постоянно тусуются и ни у кого нет настоящей работы.
Однако не все кажется правильным с «Трансформацией». Однажды мятежная подруга Талли, Шей (Бриэнн Тджу) показывает ей запрещенную книгу - «Уолден» Генри Дэвида Торо, и рассказывает ей о «Тумане» (Smoke), параллельном coобществе, в котором людей не судят по внешности и они вольны делать и думать, как им заблагорассудится. Когда Шей сбегает, чтобы присоединиться к ним, Талли вербует властная доктор Кейбл (Лаверна Кокс - сериал «Оранжевый - хит сезона»), которая угрожает отложить ее операцию, если она не найдет Шей, не проникнет в «Туман» и не положит конец их предполагаемой атаке на «Город». Когда Талли наконец обнаруживает место, немного большее, чем просто деревенское поселение в лесу, это запускает серию откровений о Трансформации, планах «Тумана» и истинной, мрачной природе антиутопического общества - которое, хотите верьте, хотите нет, довольно предсказуемо.
В «Уродине» есть все стандартные повороты молодежной антиутопии: авторитарное правительство в роли злодея, находчивый подросток в роли героя, строгое и произвольное классовое разделение и судно на воздушной подушке (в этих фильмах всегда есть судно на воздушной подушке, не так ли?) Если бы не тот факт, что книга Скотта Вестерфельда вышла почти двадцать назад и, скорее всего, сама и породила многие из этих поворотов, можно было бы подумать, что сюжет и завязка были сгенерированы ИИ. Может быть, именно поэтому «Уродина» кажется такими шаблонным примером адаптации. Режиссер МакДжи, наиболее известный по фильмам «Ангелы Чарли» начала 2000-х, мало что делает, чтобы оживить фильм. Актерская игра безжизненна, работа художников выглядит скучной и невнятной, а саундтрек ужасен. Например, Талли пробирается в «Туман» под сонный кавер песни Such Great Heights в стиле Ланы Дель Рей от Postal Service. Это выглядит и ощущается как то, чего мы привыкли ожидать от Netflix: не требующий больших усилий контент, призванный успокоить зрителей до следующего сезона «Очень странных дел».
Удивило также, что между «Уродцами» и «Красавцами» очень мало заметных различий во внешности. Большинство «Уродцев» играют молодые голливудские актеры, которые на самом деле довольно привлекательны. Возьмем, к примеру, друга Талли, Периса. После того, как он превращается в «Красавчика», кажется, что ему всего лишь выпрямили нос, сделали светлые волосы, а скулы и линию подбородка заострили. На самом деле, раньше он выглядел даже лучше, потому что его играет и без того симпатичный Чейз Стоукс. Однако в фильме говорится, что до операции он был полной катастрофой из-за своего выдающегося, слегка кривого носа. Создатели фильма говорят таким образом, что стандарт внешности в этом мире настолько высок, что даже люди с внешностью выше среднего считаются уродами?
Сюжет истории о мире, который использует красоту и гедонизм как средство социального контроля - идея не новая. Она была исследована в таких романах, как, например, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, или в фильмах вроде «Бегства Логана» 1976 года. Сегодня тема может иметь даже больший резонанс. Рост социальных сетей и его влияние на стандарты красоты даже не были концепцией, когда вышла книга Вестерфельда. Но «Уродина» или, по крайней мере, фильм, далеко не так проницателен и хорошо сделан, как эти истории. От «Уродины» хотелось бы более тонкого обсуждения нелепых стандартов красоты, которых мы придерживаемся в наши дни. Вместо этого создатели фильма выбирают упрощенный, бинарный взгляд на уродливых и красивых, что разочаровывает…
РЕЗЮМЕ: тот факт, что жанр теряет популярность примерно с середины 2010-х годов, как раз когда поколение, воспитанное на буме YA, начало взрослеть, не просто неудивительно - это предопределено. Фильм МакДжи не возродит волну young adults, даже если бы он был на это способен. Возможно, перед нами знак того, что жанр лучше оставить на полке навсегда….
Николай Лежнев