От улыбки станет всем страшней…
Режиссер «Улыбки» Паркер Финн снял очень уверенный и достойный дебют, собрав в прокате 90 000 000$ - больше денег, чем матерый Дэвид О. Рассел со своим несчастным «Амстердамом». Поэтому уже можно услышать, как студии бегут к нему с деньгами, а в ближайшем будущем стоит ожидать от молодого фильммейкера более размашистых проектов. В главных ролях - Сози Бэйкон, Кайл Галлнер, Джесси Ашер, Робин Вайгерт, Кэйтлин Стэйси, Кэл Пенн, Роб Морган, Джиллиан Зинсер, Джуди Рейес, Дэвид Сочет. Хронометраж - 01:55. Рейтинг R (18+). Премьера (мир) - 22.09.2022. Цифровой релиз - 22.10.2022. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: к психотерапевту Роуз (Сози Бейкон - дочь Кевина Бейкона и Киры Седжвик), работающей в учреждении для душевнобольных, поступает новая пациентка. Молодая многообещающая девушка, кандидатка наук, говорит, что не сумасшедшая: просто ее преследует демон, обретающий форму человека со страшной улыбкой и шепчущий на ухо о скорой кончине. Как бы ни старалась Роуз успокоить пациентку, после истерического припадка та зловеще улыбается и перерезает себе горло. После инцидента улыбающийся демон начинает преследовать саму Роуз…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: как и практически все образцы нового витка хорроров, «Улыбка» появилась на экранах не только для того, чтобы пощекотать зрителям нервы, но и чтобы донести до зрителя месседж: с ментальным здоровьем шутки плохи. Главная героиня живет с ПТСР: когда Роуз была маленькая, мать умерла у нее на глазах от передозировки. Девушка хранит боль в себе, маскирует истинные чувства натужной улыбкой, боится по-настоящему открываться близким и прикрывается словесной заготовкой «со мной все хорошо». Демон реагирует на травму, истязает жертву галлюцинациями и навязчивыми мыслями, переходя к новой добыче опять же через ментальную травму.
Роуз никто, естественно, не верит, как и она не верила пациентке, пока сама не столкнулась с демоном. Жених отдаляется, даже не пытаясь выслушать, родная сестра, пережившая травму после смерти матери по-своему, запрещает появляться на пороге своего дома. Тут можно легко провести параллель с тем, как здоровые люди не понимают и не принимают проблемы близких с ментальными заболеваниями, часто отворачиваясь от них или советуя «просто не беспокоиться». Ну и не поднять в этом фильме тему плохо работающей системы здравоохранения в области психологического здоровья было бы настоящим грехом, поэтому кулаком в сторону государства с экрана погрозили контрольных два раза.
Режиссер «Улыбки» Паркер Финн снял очень уверенный и достойный дебют, собрав в прокате 90 000 000$ - больше денег, чем матерый Дэвид О. Рассел со своим несчастным «Амстердамом». Поэтому уже можно услышать, как студии бегут к нему с деньгами, а в ближайшем будущем стоит ожидать от молодого фильммейкера более размашистых проектов. Остается только надеяться, что Финн уделит больше внимания работе с актерами, поскольку постановки драматических сцен даются ему с большим трудом, порой даже кажутся карикатурными. Чего не скажешь о нагнетании саспенса и завораживающих пролетах камеры над городом: переборщил с ними? Да. Красиво получилось? Очень.
И да, Финн превышает квоту на скримеры, но раскидывает пугалки в самых неожиданных местах, поэтому мы никогда не знаем, из-за какого угла выпрыгнет демон. Фильм вообще прекрасно осознает, чем он является, ничего категорически нового он не изобретает (как это сделал недавний «Варвар»), но у него получается так хорошо апгрейднуть старые паттерны, что их, в принципе, можно выдавать за новые. Режиссер водит за нос зрителя и в финале, когда наступает время выдохнуть и поверить в лучшее: Финн делает ставку на скорее мрачное заключение, давая понять, что травма остаётся с нами навсегда. Ну и ладно, тот, кто дожил до 2022 года, вряд ли особо надеется на хеппи-энд. (Катя Карслиди)
подготовил Николай Лежнев