«Мы сами решаем, когда нам больно…»
У этого фильма книжная предыстория. В далёком 2003 году норвежский писатель Пер Петтерсон выпустил одноименный роман, а уже спустя несколько лет получил призвание всего мира. Тут тебе и Дублинская литературная премия, и включение книжным обозрением газеты The New York Times в список 10 лучших книг 2007 года. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что экранизацию бестселлера с нетерпением ждали по всему миру. За визуализацию книги взялся норвежский режиссёр Ханс Петтер Муланд. Широкой публике он известен благодаря голливудскому «Снегоуборщику» с Лиамом Нисоном. В главных ролях - Стеллан Скарсгард, Тобиас Зантельман, Джон Рейнс, Бьёрн Флоберг, Даница Чурчич, Сьюр Ватне Бреан, Гард Б. Эйдсвольд, Пол Сверре Валхейм Хаген, Андерс Баасмо Кристиансен, Торбьорн Харр. Хронометраж – 02:03. Мировая премьера – 09.02.2019 (“Серебряный Медведь Берлинского кинофестиваля” оператору Расмусу Видебаку). Премьера (РФ) – 27.06.2019. Цифровой релиз – 27.08.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: у фильма книжная предыстория. В далёком 2003 году норвежский писатель Пер Петтерсон выпустил одноименный роман, а уже спустя несколько лет получил призвание всего мира. Тут тебе и Дублинская литературная премия, и включение книжным обозрением газеты The New York Times в список 10 лучших книг 2007 года. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что экранизацию бестселлера с нетерпением ждали по всему миру. За визуализацию книги взялся норвежский режиссёр Ханс Петтер Муланд («Снегоуборщик» с Лиамом Нисоном)…
Потеряв жену и выйдя на пенсию, Тронд (Стеллан Скарсгард) решил вернуться в норвежскую глубинку. Там практически нет общения, разве что изредка с продавщицей в продуктовом магазине да с соседом. А он оказывается катализатором мучительных воспоминаний главного героя. Но знаете, есть фильмы, построенные на воспоминаниях, где всем движет тоска и разочарование. А есть фильмы, где герой, вспоминая всю боль, анализирует и размышляет, в итоге приводя в равновесие свои тревожные мысли. И это именно наш случай.
В начале повествования мы переносимся из зимы 1999 года в судьбоносное лето 1948 года. Именно тогда юный Тронд познаёт первую утрату и обиду, первые романтические чувства, ценность дружбы и мудрости взрослой жизни. Сам сюжет простой, но подается плавно и намёками. Одна история наслаивается на другую и выдаёт общую картину, над которой размышляет полвека главный герой.
«Мы сами решаем, когда нам больно» — главная цитата всего фильма. Первый раз произносится отцом Тронда. Когда он видит, как его мальчик работает косой, останавливает его, произносит важную фразу и начинает полоть крапиву руками. В следующий раз эта цитата прозвучит гораздо эффектнее и осмысленнее.Название фильма, объясняется очень просто. Тем летом наш мальчик и его друг убивали время за «кражей» лошадей. На самом деле ничего серьёзного, они просто катались на чужих жеребцах без разрешения. Лето без забот очень быстро обрывается несчастным случаем, который ведёт к цепочке событий, изменившей жизнь двух семей и Тронда, в частном случае, резко и бесповоротно.
Надо признать, режиссёр фильма превосходно комбинирует историю с визуальными аспектами жизни в норвежских лесах. Казалось бы, в этой жизни ничего особенного: рубка леса, сплав брёвен по реке, сенокос и чистка снега. Но как же всё это вкупе атмосферно и заманчиво. Иногда, кажется, Нуланд слишком увлекается, превращая фильм в National Geographic, а иногда ты получаешь эстетическое удовольствие, к примеру, от сцены приёма душа под ливнем.
Показанная история про взросление и ранние тяготы мальчика, про взаимоотношение двух семей в один момент превращается в масштабную историю борьбы с нацизмом. И это то, что выделяет данный фильм среди прочих. Это то, что делает из обычного писателя или режиссёра крупного художника. А для Норвегии это особенно важно. Как мы знаем, тема взаимодействия этой страны с нацистской Германией в военные годы до сих пор актуальна…
РЕЗЮМЕ: фильм хорош многим: своей чувственностью, визуальным решением, множественностью трактовок, вплетением маленькой человеческой драмы в исторический контекст. «Угоняя лошадей» — фильм, получивший «Серебряный Медведь за выдающиеся художественные достижения» (награда для оператора Расмуса Фидебака). Такие картины нужно смотреть только на большом экране…
подготовил Николай Лежнев