Фильм Кирилла Серебренникова по пьесе "Мученик" немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга получил приз Франсуа Шале в Каннах-2016. Эта незаурядная картина, несмотря на серьезность темы и почти двухчасовой хронометраж с легкостью "держит" зрителя благодаря мягкому юмору, понятному отечественному киноману. В главных ролях - Петр Скворцов, Виктория Искакова, Александр Горчилин, Юлия Ауг. Мировая премьера - 13.05.2016. Премьера РФ - 13.10.2016. Релиз на DVD - 15.12.2016. Оценка www.kino-nik.com 7/10
О ЧЕМ КИНО: старшеклассник Вениамин Южин (Петр Скворцов), увлекшийся чтением Библии, становится настоящей проблемой как в школе, так и в семье. Он постоянно твердит о похоти среди сверстников, о лицемерии среди учителей, о грядущей каре для родной матери, которая говорит: "У меня был нормальный трудный ребёнок, а теперь он сдурел!" Однако настоящей проблемой для Вени становится школьный психолог Елена Львовна Краснова (Виктория Исакова), с которой у юноши начинается настоящая интеллектуальная баталия. И чтобы доказать свою преданность Богу, Веня готов пойти на самые отчаянные и жестокие поступки...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: глумление над церковью - опасная нынче штука, а Кирилл Серебренников безусловно и неприкрыто глумится. В том, что он умеет это делать со вкусом, можно убедиться, посмотрев его ранний фильм "Изображая жертву". Но над кем и над чем именно автор глумится сейчас? Конечно, главный герой - "трудный подросток" Вениамин (Петр Скворцов), который разговаривает с окружающими исключительно цитатами из Библии - ходячая пропаганда не только против клерикализма, но и христианской веры вообще. При том, что Веня достает всех своим буквоедским евангелизмом, по внешности и повадкам он ни разу не похож на стереотипный вариант миссионера - скорее, среднестатистический гопник. Тем абсурднее звучат его "псалмы". Непримиримый школьник-проповедник бесит не только словом, но и делом. Например, раздевается донага на уроке полового воспитания в знак протеста против пошловато-ханжеского тренинга с натягиванием презервативов на морковки. Или напяливает костюм обезьяны - это уже в честь изучения дарвиновской теории. Возможно, Серебренников действительно хотел сделать лобовую публицистическую агитку о наступлении религиозного мракобесия. Но у него это не очень получилось. Антагонист главного героя - биологичка в исполнении Виктории Исаковой — судя по замыслу, олицетворяет собирательный образ интеллектуальной аудитории и призвана последовательно бить оппонента по всем фронтам: научный подход к происхождению мира, толерантность к геям, евреям и бикини одноклассниц. Однако на рыцаря света она совсем не тянет - все ее попытки выглядят довольно жалко, особенно на фоне разлагающейся личной жизни. Еще более унылое зрелище представляют собой другие учителя, мать героя и пытающийся привести бойца в лоно "легальной церкви" священник: у них вообще нет внятных аргументов против морального терроризма Вени, а главное - ни сил, ни харизмы для отстаивания своей позиции. В том числе, из-за отсутствия этой самой позиции.
Не зря к Вене постепенно тянутся неофиты - и разноногий лузер Гриша (единственный, кого тут жаль, хотя без гомосексуальной линии не обошлось), и первая красавица класса (и не только потому, что разглядела все, что нужно во время обнаженного перформанса). Юный проповедник Писания, безусловно, психически нездоров, но харизматичен и выделяется из толпы. "Я не живу ради веры, я за нее умру" - ключевая фраза героя, которая многое объясняет. Остальные не то, что умереть - оторвать задницу от просмотра шоу Малахова не готовы.
Религиозный экстремизм, рациональное мышление и конформизм - вот три стороны основного конфликта в "Ученике". В этом треугольнике и кроется главный вопрос фильма, на который зрителю нужно дать себе ответ. А что есть норма? Перекладывать всю ответственность за воспитание детей на школу? Или же родители должны формировать правильное морально-ценностное восприятие у своего ребёнка в семье? Деликатно уходить от обсуждения интимных вопросов, сгорая от стыда? Или же рассказывать подросткам об основах контрацепции и правилах использования презерватива? Жить по старинке, удобно устроившись под защитой стереотипов? Или же мыслить шире и формировать прогрессивные взгляды у молодёжи? Где грань между свободой и вседозволенностью, между моралью и нетерпимостью, религией и манипуляцией?
РЕЗЮМЕ: "Ученик" Кирилла Серебренникова - гротескная притча о современной российской действительности, обескураживающая откровенностью и прямотой. И религия здесь отнюдь не ставится во главу угла с целью оскорбления чувств верующих. В ленте она лишь инструмент, вскрывающий пороки общества. Социума, где морально-нравственные нормы подменяются ложными ценностями, где люди боятся взять на себя ответственность за собственную жизнь и принятие решений. Ведь проще бросить всё и уехать в поисках лучших условий за границу. Серебренников же заявляет, что надо наперекор всем сказать: "Я отсюда никуда не уйду!" Нужно прибить гвоздями кроссовки к полу, как делает это героиня "Ученика", и продолжать бороться.
ИНТЕРЕСНО: вручаемая в Каннах премия Франсуа Шале носит имя французского журналиста и кино-обозревателя, скончавшегося в 1996 году. Независимое жюри премирует ежегодно фильм, который "наиболее точно отражает реалии нашего мира".
Николай Лежнев