Режиссёр-дебютант Стивен Саско, автор сиквела нашумевшего фильма Левана Габриадзе, идёт по пути аналогий, создавая на экране практически тот же самый вариант развития событий, за короткий промежуток реального времени приводящих к фатальным последствиям для задействованных участников. Единственное отличие – замена мистической составляющей потенциально возможными ужасами реальными. Заглянувший куда не надо и (как оказывается в дальнейшем) взявший то, что ни в коем случае не следовало брать, главный герой практически подписывает себе смертный приговор. В главных ролях - Колин Вуделл, Стефани Ногерас, Бетти Гэбриел, Ребекка Риттенхаус, Эндрю Лис, Коннор Дель Рио, Савира Виндьяни, Дуглас Тейт, Брайан Адриан, Челси Элден. Бюджет – $1 000 000. Хронометраж – 01:32. Мировая премьера – 09.03.2018. Премьера (РФ) – 02.05.2019. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: начинающий программист Маттиас О'Брайан (Колин Вуделл) покупает себе подержанный ноутбук и из любопытства решает изучить данные, оставленные на нём прежним хозяином. Результаты оказываются чуть более шокирующими, чем возможное обнаружение домашнего порно – жёсткий диск компьютера набит видеороликами странного содержания, красноречиво намекающими, что предыдущий владелец увлекался похищениями людей и съёмкой убийств. Параллельно с обнаружением нелегального контента главный герой решает просмотреть сохранённые в памяти компьютера аккаунты, чтобы затем незамедлительно подвергнуться хакерской атаке неизвестного, намеренного любой ценой вернуть устройство назад. Дальше хуже – в дело вовлекаются друзья Маттиаса, к ним плюсуются таинственные люди с любовью к удалённым убийствам других людей, сюжет стремительно обостряется и вот уже обычная скайп-конференция превращается в настоящую игру на выживание…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: студию Bazelevs Тимура Бекмамбетова в последнее время интересуют только две вещи – франшиза «Ёлки» и лэптоп-фильмы. Оба направления объединяет узкая опциональность доступных способов для поднимания бабла – одно имеет исключительно новогоднюю направленность, другое жёстко привязано к происходящему на экранах цифровых устройств, а значит, априори имеет узкий набор средств художественной выразительности. Выйти за рамки во втором случае может помочь, видимо, только глобальная смена направления самого сюжета, его приближение к событиям, которые могут иметь (или уже имеют) своё место в реальности. Это с разной степенью успеха продемонстрировали «Профайл» самого Бекмамбетова и «Поиск» Аниша Чаганти, по этому же пути пытается двигаться и сиквел нашумевшего когда-то «Убрать из друзей».
Если фильм Левана Габриадзе в своё время брал исключительно концептом, в основе оставаясь стандартным хоррором про столкновение группы подростков с потусторонними силами, то сиквел, получивший подзаголовок «Даркнет», уже не может похвастаться ничем оригинальным. Режиссёр-дебютант Стивен Саско идёт по пути аналогий, создавая на экране практически тот же самый вариант развития событий, за короткий промежуток реального времени приводящих к фатальным последствиям для задействованных участников. Единственное отличие – замена мистической составляющей потенциально возможными ужасами реальными. Заглянувший куда не надо и (как оказывается в дальнейшем) взявший то, что ни в коем случае не следовало брать, главный герой практически подписывает себе смертный приговор. Вместе со своими друзьями он оказывается вовлечён в опасную игру с всемогущими хакерами тайной организации «Круг», легко вторгающимися в онлайн-конференции, взламывающими посторонние аккаунты, подменяющими личные данные и ломающими чужие жизни.
И всё это на фоне схематично обрисованного драматичного бэкграунда Маттиаса и его друзей – больная раком мать, трудности социальной адаптации глухонемых, неприятие однополых браков и что-то там ещё, что не сыграет никакой значимой роли. Как бы странно это ни звучало, но глубина образов для «Убрать из друзей: Даркнет» оказывается вещью второстепенной, уступая место параноидальному характеру самого технотриллера. Однако с каждым сюжетным поворотом никак не получается отделаться от глупости происходящего – и дело здесь вовсе не в полуфантастических возможностях членов «Круга», а в поведении главного героя, стремительно втягивающего своё окружение в опасную ситуацию. Всё это происходит на фоне регулярно появляющихся помех и таинственно исчезающих с видеозаписей фигур – в общем, примерно всего того, что уже было в первом фильме. Саско, конечно, чувствует себя достаточно уверенно в выбранной форме изложения событий, но написанная им история оказывается слишком наивна и проста, чтобы стать чем-то действительно любопытным. Двигаясь от уже проверенной схемы первого «Убрать из друзей» к какой-то нелепой вариации на тему конспирологии и тайных обществ, фильм в какой-то момент и вовсе едва не превращается в нелепое цифровое подобие финчеровской «Игры» или, что выглядит более реальным, «Нерва» Генри Джуста и Эриеля Шульмана. Но эти попытки обогатить историю небанальными поворотами здесь не работают, как не срабатывает и привлечение пространства даркнета, так и остающегося на позиции местной страшилки и не несущего особо важной роли для развития сюжета.
подготовил Николай Лежнёв