Блокбастер на стереотипах….
В 2010 году, тогда еще монтажер, Гарет Эдвардс умудрился снять «Монстров», триллер о пришельцах с бюджетом от $15 000 до $500 000 (данные рознятся), который выглядел миллионов на двадцать баксов. Все его последующие проекты «выезжали» за счет эффектной картинки, но после блокбастера «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» оказалось, что он также способен показывать трогательные человеческие истории. В главных ролях - Джон Дэвид Вашингтон, Эллисон Дженни, Джемма Чан, Мадлен Юна Войлс, Ральф Айнесон, Марк Менчака, Кэн Ватанабэ, Амер Чадха-Патель, Майкл Эспер, Йен Вердён, Маккензи Лэнсинг. Хронометраж - 02:05. Бюджет - $80 000 000. Рейтинг PG-13. Премьера (мир) - 28.09.2023. Премьера (Украина) - 28.09.2023 (Кіноманія). Оценка www.kino-nik.com 6,5/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: «Творець» Гарета Эдвардса выглядит как научно-фантастический триллер 80-х (но с крутыми современными цифровыми эффектами), в стиле «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта или «Района 9» Нила Бломкампа. Учитывая, что Эдвардс снял когда-то «Изгой-один: Звёздные войны. Истории», неудивительно обнаружить в его новом проекте несколько старомодных голограмм и дроида размером с мусорную корзину, который жалобно хнычет о том, какая честь для него была служить своим товарищам, прежде чем отправиться навстречу врагу в миссии камикадзе.
Но не дроидами едиными! Джон Дэвид Вашингтон, сын Дензела, играет Джоша, офицера армии США под прикрытием, который ведет странную, грязную войну в пост-‘ядерном мире, перевернутом доминированием искусственного интеллекта. Некоторое время спустя одна из версий ИИ сбрасывает ядерную бомбу на Лос-Анджелес и, с тех пор, США и ее союзники решили объявить весь ИИ вне закона. Однако азиатские страны отказались следовать их примеру и на их территории образовалось постчеловеческое население, для которого Искусственный Интеллект стал частью культурной и духовной идентичности. Это вызвало вялотекущую войну между Вьетнамом (!!) и Соединенными Штатами, которые теперь развертывают гигантский боевой корабль под названием NOMAD, способный вести ядерную войну с околоземной орбиты.
Джош находится в тылу врага, но он влюбился и женился на Майе (Джемма Чан), которая сейчас беременна. Когда происходит внезапная атака США на операционную систему врага, кажется, что Майя погибает. Джош возвращается к своим, но, похоже, теперь ему не доверяют. Тем не менее, командир Джоша, Эндрюс (Ральф Айнесон) и ярая противница ИИ Хауэлл (Эллисон Дженни) сообщают Джошу, что Майя все еще жива и является воплощением ИИ врага. Теперь патриотический долг Джоша – помочь им выследить и убить ее. Дело еще и в том, что ребенок Майи, которую зовут Альфи (Мадлен Юна Войлс), стала оружием таинственного противника Америки по имени Нирмата. Альфи овладела телекинетическим контролем - в любом блокбастере это окрестили бы Силой. Она настоящий миниатюрный Далай-лама - создатель или даже дитя Христа новых народов искусственного интеллекта. В этом мире ее мама, Майя, играет роль Пресвятой Девы. Сбитый с толку Джош помогает американской армии вступить на враждебную территорию, но затем приходит к выводу, что его судьба - защитить своих жену и ребенка, несмотря ни на что….
После яркой роли в «Чёрном клановце», Джон Дэвид Вашингтон, мягко говоря, потерялся в фильме «Довод» Кристофера Нолана. На этот раз Вашингтон полностью реабилитируется - сцены его героя с малышкой Альфи вызывают восторг! И, самое главное, реально влияют на восприятие фильма. Ведь в культурной антропологии существует несколько показателей, используемых для определения того, является ли общество «цивилизованным», и режиссер Гарет Эдвардс аккуратно вплетает в свой фильм три ключевых аспекта, которые искусственный интеллект создал «под себя». В этом обществе заботятся о своих больных, оплакивают умерших и имеют собственную религию. Забота закодирована в ИИ, это его неизбежная часть, чего нельзя сказать о человечестве, поскольку сочувствие постепенно уходит из наших отношений. При этом, сочетание острого режиссерского взгляда Гарета Эдвардса и мастерства оператора Грега Фрейзера превращает фильм в нечто, намного превосходящее то, что мог обещать сценарий. Точно так же, как война во Вьетнаме и военные преступления Соединенных Штатов вдохновили Джорджа Лукаса на создание «Звездных войн», нет никаких сомнений в том, что в фильме «Творець» главный антагонист России – армия США. Однако для Эдвардса речь идет не столько об общих намеках на войну, сколько о прямом воссоздании зверств с помощью шокирующих визуальных эффектов. И они поражают как для фильма с «детским» рейтингом PG-13, поскольку в нем показаны окровавленные, изрешеченные пулями ученые, несчастные фермеры, разорванные на куски боеголовками, а также плачущие женщины и дети.
По той же причине, по которой Фрэнсис Форд Коппола не верил, что «Апокалипсис сегодня» можно было считать антивоенным фильмом , «Творець» также нельзя считать таковым. Возможно, он и не оправдывает демонстрируемые акты насилия, но он никогда не пытается представить армию США в положительном ключе. Поворот, который пытается убедить в обратном, происходит слишком поздно, потому что американцы жестоко обращаются не только с ИИ - они терроризируют детей и расстреливают безоружных гражданских, как будто это компьютерная игра. К моменту финальных титров зрители уже потеряют способность волноваться, потому что они пережили примерно 60 минут ужасающей жестокости по отношению к азиатским народам (в фильме продолжительностью 134 минуты)..
РЕЗЮМЕ: возможно, в сценарии фильма есть явные недостатки и болезненно двусмысленная мораль, но «Творець» - замечательный образец оригинального научно-фантастического фильма. Даже когда он заимствует идеи, заложенные в предыдущих релизах, режиссеру Гарету Эдвардсу удается придать ему ощущение свежести и новизны. Его фильм - прекрасно снятый, хотя и несовершенный, научно-фантастический триллер, который пытается разгадать, что значит быть хорошим человеком в плохом мире….