Рецензия на фильм «Тут і зараз» (фильм «Тогда. Сейчас. Потом» film Here) (5113)

«Время, конечно, летит…». 

72-летний Роберт Земекис продолжает формалистские изыски и все дальше удаляется от своих живых и эмоциональных хитов, таких как «Назад в будущее» и «Форрест Гамп». Зрители его нового фильма с нетерпением ждут воссоединения Тома Хэнкса и Робин Райт из «Форрест Гампа», но постоянно в кадре будут…доисторический булыжник и раскладной диван. Чего, на самом деле, ожидать от этой картины, подскажет тот факт, что основой сценария стал графический роман Ричарда Макгуайра 2014 года, представляющего собой немного расширенную версию 6-страничного (!!!) комикса, опубликованного в конце 80-х. В главных ролях - Келли Райлли, Том Хэнкс, Мишель Докери, Робин Райт, Пол Беттани, Офелия Джоэл Оулетт, Данни МакКаллум, Гвилим Ли, Ловибонд, Декстер Сол Анселл, Бен Уиггинс, Бо Гадсдон, Лесли Земекис. Хронометраж - 01:44. Бюджет - $50 000 000. Рейтинг PG-13. Премьера - 25.10.2024 (AFI festival). Премьера (мир) - 01.11.2024. Премьера (Украина) - 15.12.2024 (Кіноманія). Оценка www.kino-nik.com 5/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: возможно, в будущем окажется, что Роберт Земекис был прав, когда стал активно снимать полумультики вроде «Кто подставил кролика Роджера», «Беовульф» или «Полярный экспресс». Похоже, он надеялся, что совсем скоро новые технологии позволят им выглядеть как живое кино. Но теперь мы в полный голос говорим, что вместо визуала на уровне реальности нам пришлось столкнуться с феноменом ИИ (искусственного интеллекта). Теперь уже и не поймешь, кто написал сценарий фильма - живой человек или машина.
Иногда кажется, что ИИ приложил руку (?) и к новой работе Роберта Земекиса. Это заметно по формалистскому подходу маститого режиссера в его фильме. Действие «Тут і зараз» происходит не то что в одном городе, на одной улице или в одном доме. Камера располагается в одной комнате, в одной точке и даже не меняет ракурс. Хорошо, что иногда нам показывают краткие флэшбеки и тогда мы видим картину прошлого немного под другим углом и не удаляясь от заданной точки больше чем на несколько метров.
Постоянно в кадре находится булыжник из прадавней эры, который когда-то упал не место будущей Новой Англии в США, оброс каким-то мхом а дальше…все завертелось - лягушки, динозавры, мамонты, индейцы, белые господа с другим знаковым предметом в кадре - диваном. Войны, свадьбы, рождение детей и внуков. И, наконец, в наше время - чернокожие владельцы дома с белой прислугой (толерантность).
Совсем не скоро на экране появляется Том Хэнкс и он становится третьим знаковым предметом объектом фильма. Военный ветеран Эл (Пол Беттани) и его жена Роуз (Келли Райлли) покупают дом после Второй мировой войны. Он работает продавцом, она тихо желает большего, и у них трое детей, включая неугомонного мальчика Ричарда, которого в зрелом возрасте играет Хэнкс. Ричард встречает и влюбляется в Маргарет (Робин Райт) - все это, разумеется, происходит за кадром. У них есть свой ребенок, они переезжают к родителям Ричарда и ведут жизнь, которая копирует жизнь Эла и Роуз.  
Фильм содержит и другие размышления, включая несколько историй любви и парочку пандемий. Эти истории разбросаны по векам и показывают роман между двумя коренными жителями (Джоэл Оулетт и Данни МакКаллум); изобретение откидывающегося кресла; явно ироничную судьбу одного из первых авиапилотов (Гвилим Ли) и его беспокойной жены (Мишель Докери); и даже самый краткий из уроков истории о незаконнорожденном сыне Бенджамина Франклина…
Интересен ли фильм с технической точки зрения? Роберт Земекис использует инструмент искусственного интеллекта от студии VFX Metaphysic, чтобы омолодить Тома Хэнкса и Робин Райт в образах Ричарда и Маргарет, ведь их история, от старшей школы до старости, доминирует в фильме. Используя архивные изображения актеров, программа выдает цифровой грим, который можно накладывать на лица актеров во время их выступления. Это более продвинуто и убедительно, чем омоложение в «Ирландце» Мартина Скорсезе пять лет назад и позволяет добиться большей эластичности и выразительности лица. Но часто физическая форма тел актеров не  соответствует, особенно в случае с Хэнксом в подростковом возрасте.  
Интересно, что Робин Райт в фильме «Конгресс» Ари Фольмана сыграла роль кинозвезды, которой предложили оцифровать ее образ Дженни из «Форрест Гампа» и до старости лет не сниматься в кино, а жить за роялти.
ПРОЧИТАТЬ РЕЦЕНЗИЮ на фильм «Конгресс». 

Оригинален ли фильм? Безусловно! Но и отсылка к классике есть. Как знак семейного уюта и основательности выступает предмет мебели - у Чехова в «Вишневом саде» был «глубоко уважаемый шкаф», а у Земекиса - раскладной диван. Интересны ли отсылки к историям других семей? Да, это любопытно, есть на что посмотреть - тут и стиль иных времен, актеры играют очень мило и сюжеты, пусть и маленькие, но вполне занимательные.
Трогает ли этот фильм за сердце и оставляет ли какой-нибудь след в душе? Скорее всего, нет. Но у обитателей Новой Англии - вполне может быть! Ведь они видят историю места, знают, что на булыжнике ледникового периода стоит дом - а это разумеется символ и знак. Напротив - дом Бенджамина Франклина - и это тоже не случайно, ведь основные проблемы, о которых рассказывает фильм, связаны с деньгами - выплатой ипотеки за жилище или кредита за диван.
Единственная мысль, которая показалась важной в фильме - это как раз ненавязчивый, но постоянный показ того, что во все времена (за исключением доисторических) главной и самой трудной была тема зарабатывания денег. Режиссер не раз подчеркивает - герои отказывались от своих мечтаний и даже жертвовали талантами только ради того, чтобы заплатить за этот дом или иметь возможность отложить деньги на покупку нового. А это значит, что вещи живут дольше людей, и не диван служит человеку - а человек дивану…  
РЕЗЮМЕ: новое кино от Роберта Земекиса выглядит как статичная коллекция малозначительных моментов, а режиссер пытается на их основе высказать более масштабные мысли о ходе истории и неудержимом движении времени. Мало что из этого получается. Как и одной-единственной точкой съемки, нас «порадует» Ричард (Том Хэнкс) постоянно напевающий: «Время, конечно, летит…». Но время просмотра, мягко говоря, не летит…
Николай Лежнев 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *