На основе истории похищения резидента ЦРУ в Бейруте в 1984 году, сценарист эпопеи о Борне, Тони Гилрой, сочинил историко-шпионский триллер, который заканчивается куда позитивнее, чем реальная история. А режиссеру Брэду Андерсону, запечатлевшему актерский подвиг Кристиана Бэйла в "Машинисте", снова удалось собрать отличный актерский состав. В главных ролях - Розамунд Пайк, Джон Хэмм, Марк Пеллегрино, Дин Норрис, Ши Уигэм, Джонатан Койн, Дуглас Ходж, Лейла Бехти, Кейт Флитвуд, Алон Абутбул. Хронометраж - 01:49. Мировая премьера - 22.01.2018. Премьера в Украине - 17.05.2018 (Мульти Медиа Дистрибушн) Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: в 1972 году преуспевающий американский дипломат Мейсон Скайлз (Джон Хэмм) теряет жену и приемного сына-араба, когда на его дом в Бейруте нападают палестинские террористы. Трагедия выбивает мужчину из колеи и превращает его в алкоголика. Десять лет спустя спецслужбы возвращают Мейсона в Бейрут для переговоров с палестинцами, которые похитили полевого агента ЦРУ, бывшего друга Скайлза. Террористы хотят обменять американца на своего главаря, который исчез на границе Ливана и Израиля. Палестинцы полагают, что их вожака захватили израильтяне, но те отрицают, что поймали одного из своих злейших врагов...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в 1984 году организация «Хезболла» похитила резидента ЦРУ в Бейруте Уильяма Бакли. Шпион пренебрег мерами безопасности и жестоко поплатился. Ливанцы выпытали у него всю секретную информацию – прежде всего о местной агентурной сети, которая была немедленно уничтожена. Вернуть или обменять Бакли американцы не смогли, и 15 месяцев спустя шпион скончался от сердечного приступа, который, очевидно, был спровоцирован садистскими издевательствами. Это один из крупнейших признанных провалов управления за всю его историю.
В будущем году этой трагедии исполнится 35 лет. Как Голливуд подготовился к траурной дате? С впечатляющим цинизмом. Сценарист эпопеи о Борне Тони Гилрой сочинил историко-шпионский триллер о похищении цэрэушника в Бейруте, который заканчивается куда позитивнее, чем реальная история. Возможно, Бакли бы понравилось, что кинематографисты превратили его фиаско в историю об американской победе. Но подходящий ли это способ напомнить о гибели человека, который, как ни крути, умер за родину?
Впрочем, пусть за моральный облик голливудцев переживают в Америке. Для нас в России «Точка невозврата» – обычное шпионское кино в старомодном стиле. В отличие от Джеймса Бонда или того же Борна, персонаж Джона Хэмма – не мастер боевых искусств и не стрелок-снайпер. Главное оружие Мейсона Скайлза – бойкий ум и хорошо подвешенный язык. Героя возвращают в строй для проведения переговоров, и именно этим мужчина занимается, пытаясь разобраться в сплетении интересов американских спецслужб, палестинских террористов и израильских шпионов. Соответственно, экшена в «Точке невозврата» почти нет, и картина держится не на схватках и перестрелках, а на интригующем повествовании. В котором, как и положено по законам жанра, Мейсон никому не может до конца доверять.
В старомодности «Точки» есть привлекательная свежесть. Сколько можно смотреть на шпионов, которые решают все проблемы руками и ногами? Однако для разговорного триллера лента Тони Гилроя и режиссера «Машиниста» Брэда Андерсона недостаточно захватывающая и хитроумная. В ней маловато интересных поворотов и слишком много тривиальных штампов. Также в действии есть откровенно бредовые моменты (скажем, эпизод, в котором террористы устраивают взрыв, чтобы поговорить с Мейсоном без свидетелей), а в зачине фильма Гилрой и Андерсон вешают огромное «чеховское ружье», которое в итоге не стреляет. Зачем было вводить эмоциональную связь между лидером террористов и главным героем, если эта связь фактически ни на что не влияет и оказывается сюжетной пустышкой?
Основанный на исторических событиях фильм можно было использовать как площадку для размышлений о том, что творится на Ближнем Востоке. Однако политический «посыл» ленты исключительно примитивен. Он сводится к тому, что на Востоке все на ножах и что террористы – это такое зло, что в сравнении с ним далеко не идеальные и по-своему преступные американцы кажутся паиньками. (Борис Иванов)
РЕЗЮМЕ: фильм балансирует на грани достоверности, и похвалить его можно лишь за харизму ведущих актеров и за разительный, заставляющий задуматься контраст между цветущим Бейрутом начала 1970-х и полуразрушенным городом 1980-х. «Точка невозврата» очень убедительно показывает, что бывает, когда политикам не удается удержать страну от религиозной поляризации и военного противостояния. А еще это наглядный пример того, почему не стоит пускать в страну толпы агрессивных беженцев, пусть даже близких по крови и языку. К сожалению, люди, которые бегут от войны, порой приводят ее с собой...
подготовил Николай Лежнев