На фоне степенных классиков, снимающих выверенное и, скажем честно, предсказуемое кино, вроде семейной саги «Три этажа» Нани Моретти или драмы морального беспокойства «Герой» Асгара Фархади, пороховым взрывом в каннском конкурсе оказалась мировая премьера эпатажного «Титана» храброй до наглости французской постановщицы Джулии Дюкорно. Это ее второй боди-хоррор. Первый - «Сырое» - коктейль из секса, перверсий, каннибализма - под струны клавесина - тоже смотрели, зажмурившись. В главных ролях - Венсан Линдон, Агата Руссель, Геранс Марилье, Лаис Саламе, Доминик Фрот, Мириам Акеддиу, Натали Бойер, Селин Каррер, Мара Сиссе, Ламин Чиссоко. Хронометраж - 01:48. Премьера (мир) - 13.07.2021 (Каннский кинофестиваль). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: после автомобильной аварии Алексе вживляют в висок титановую пластину, а по сути - безжалостность и неоправданные вспышки гнева. Алекса вроде бы девушка, но больше похожа на что-то среднее между женщиной и мужчиной, и эта гендерная неоднозначность станет пружиной конфликта. Поначалу беловолосая Алекса столь зазывно-эротично танцует на автомобильной выставке, что мужчины теряют дар речи, забыв о машинах. А у самой Алексы как раз неплатоническая связь со своим кадиллаком. После такого, в духе Кроненберга, пламенного автосекса трудно не забеременеть. Из сосков Алексы будет сочиться мазут… ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: не сказать, что «Титан» - революционное кино. Дэвид Кроненберг - в анамнезе этого безумного фильма. Его «Автокатастрофа» повествовала о сексуальных отклонениях любителей получать удовольствие от катастроф. Видимо, скоро все больше будет и зрителей, стремящихся к удовольствию от сильного допинга с превышением «разрешенных препаратов» - усилителей впечатления. В восемь лет Дюкорно посмотрела «Психо», и ужас стал ее путеводной звездой, а Кроненберг - одним из самых любимых режиссеров. В 33 она сняла каннибальский арт-триллер «Сырое» - зрелище не для слабонервных: превращение вегетарианки в каннибала. «Титан» тоже экстремально жуткий опыт, но визионерски изобретательный, жонглирующий кошмаром и смехом, переворачивающий ожидания. Самое поразительное, как на глазах преображается жанр и сама история: от полного беспредела (главное оружие социопатки Алексы с ее возмущенным гневом против нахрапистых мужланов и прочих людишек разного пола и возраста - ее заколка, которую она виртуозно вонзает в разные части организма) - к драме о пропавшем сыне.Сына Адриано потерял начальник пожарной охраны Винсент (Венсан Линдон). И травма его столь громадна, что в обнаруженной на улице Алексе он видит своего Адриана. И постепенно Алекса, как шекспировская Виола, смиряется с этой новой мальчиковой ролью (тем более что ей и от полиции прятаться необходимо). Кульминация «перемены участи», когда хладнокровной киллерше Алексе приходится делать искусственное дыхание - «рот в рот» - умирающей старухе. Папаша Винсент задает ритм «искусственного дыхания», напевая Макарену. Пересказывать эти сюжетные «американские горки» не имеет смысла, да и в пересказе (а временами и на экране) боевитый и решительный сюр выглядит шизофренически. Но снято с такой дерзостью, иронией, с наглыми аллегориями и аллюзиями с Библией что в финале показа в зале звучали аплодисменты. (Лариса Малюкова)РЕЗЮМЕ: критики полярно разошлись в оценках, но большинству он не понравился. Похоже, что «метод Дюкорно» - путь в никуда. И фильм - отличный повод для дискуссии о допустимости сильнодействующих «препаратов» в искусстве. Если так пойдет, вскоре для усиления впечатлений потребуются средства еще более «эффективные». Экран уже научился передавать запахи, почему бы не перейти к ощущениям физической боли? Говорят, наши дистрибьюторы фильм купили. И если они решатся выпустить фильм на экран, то и у зрителей будет возможность принять участие в этой животрепещущей - в прямом смысле слова - дискуссии.
подготовил Николай Лежнев