Никола Тесла, вероятно, единственный изобретатель, в честь которого названы хэви-метал группа и электромобиль, чем не может похвастаться его главный соперник Томас Эдисон. Соответственно, теперь у него есть свой байопик - лента режиссера Майкла Алмерейды. Хотя фильм основан на жизни Теслы, снят он нестандартно, что было отмечено призом Альфреда П. Слоана на кинофестивале Сандэнс 2020 года. В главных ролях - Итан Хоук, Кайл МакЛоклен, Ив Хьюсон, Джим Гэффиган, Эбон Мосс-Бакрак, Ханна Гросс, Джош Хэмилтон, Джеймс Урбаняк, Люси Уолтерс. Хронометраж - 01:42. Рейтинг PG-13. Премьера (мир) - 27.01.2020. Премьера (РФ) - 27.08.2020. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: его изобретениями пользуются все каждый день, даже не подозревая, что в их основе лежат его гениальные провидческие идеи. Никола Тесла. Невероятная жизнь, полная озарений, побед и разочарований. Захватывающая история человека, который изобрел ХХ век…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: на первый взгляд «Тесла» может показаться всего-лишь «ещё одним» голливудским байопиком: вот и известная историческая фигура в центре сюжета, и звезда Итан Хоук на главной роли, и знакомый сюжет о «войне токов», только недавно поднимавшейся в фильме, собственно, «Война токов». Но всё же здесь, как у Monty Python, нечто совершенно иное.
Режиссёр Майкл Альмерейда - известный в узких кругах независимый автор, человек неординарный и не очень-то сочетающийся с академическим жанром байопика. Его «Тесла» - кино хаотичное, намеренно несобранное, с внезапными включениями авторского текста (одна из героинь тут иногда напрямую обращается к зрителю, листает картинки в Google и зачитывает «Википедию») и театральными условностями - порой вместо декораций здесь мы видим натянутое полотно со статичной картинкой.
В какой-то момент Томас Эдисон здесь вытащит смартфон, а Никола Тесла вдруг запоёт Everybody Want to Rule The World группы Tears for Fears. И всё это - не пижонство, а весьма любопытный метод для рассказа о человеке настолько неординарном, как Тесла. Человека, который, как и фильм, находился как бы вне времени. Не зря картина заканчивается именно предположением о провидческой силе учёного.
С помощью экранного хаоса Альмерейда пытается проникнуть в сознание Теслы, показать, как гений воспринимал мир - фрагментарно, непоследовательно, всё время поглощённый разнородными идеями, образами, мыслями.
Две основные причины, по которым в фильме так хорошо сыграли Итан Хоук и Кайл Маклахлан - они идеально подходят для ролей Теслы и Эдисона, и, к тому же, выглядят предельно контрастно. Тесла Итана Хоука презирает успех. Он замкнутый человек и ему неуютно в собственной шкуре - он что-то вроде застенчивого подростка Хоука, которого тот сыграл в «Обществе мертвых поэтов». Напротив, Эдисон - нахальный американец. Тем не менее, Маклахлан передает всю неуверенность своего героя и страх перед неудачей. Он соперник Теслы, но не злодей. «Тесла» это определенно режиссерский фильм, а не презентация, поэтому немного удивительно что актёры так выделяются. Сложно не обратить внимание на знойную Ребекку Даян - ее гипнотические выступления в роли Сары Бернар заставляют вспомнить о «Рэгтайме» Милоша Формана.
РЕЗЮМЕ: вероятно, половина аудитории покинула просмотр на Сандэнс-2020 в головокружении и недоумении, и прием для «Тесла» явно будет неоднозначным с началом широкого проката. Тем не менее, любой, кому интересно увидеть, как расширяются границы кинопроизводства, действительно должен обратить внимание на то, как Майкл Алмерейда и неординарный оператор Шон Прайс Уильямс сумели это реализовать на экране. Иногда это эксцентрично, иногда чрезмерно, но всегда потрясающе...
подготовил Николай Лежнев