Рецензия на фильм «Тень Караваджо» (film L’ombra di Caravaggio) (4250)

«Тот, кого мы любили, уходит, а для тех, кто остался, нет утешения»…

Всю свою жизнь итальянский актер Микеле Плачидо (комиссар Коррадо Каттани в сериале «Спрут»), мечтал снять биографический фильм о великом художнике Микеланджело Меризи да Караваджо, чья «Медуза» вселяет ужас, а полотна, изображающие святых мучеников, вызывают душевный трепет даже у самых безразличных к искусству людей. Его попытка рассказать о том, каким был знаменитый живописец, бросивший вызов церкви, далеко не первая. О гении барокко снято несколько достойных байопиков, среди них -  «Караваджо» 1986 года и мини-сериал 2007 года. Однако в этих байопиках самого бунтарского духа Микеланджело катастрофически мало, а биографии героев полотен почти не раскрываются, но они необходимы для того, чтобы понять и прочувствовать полотна живописца, в которых он пытался воплотить саму жизнь, ведь его, как сказано в новом фильме Микеле Плачидо, «вдохновляла улица». В главных ролях - Риккардо Скамарчо, Микаэла Рамаццотти, Луи Гаррель, Изабель Юппер, Микеле Плачидо, Бренно Плачидо, Виничио Маркиони, Лолита Шамма, Алессандро Абер, Мони Овадия, Лоренцо Лавиа. Хронометраж - 02:00. Премьера - 18 октября 2022 (Римский кинофестиваль). Премьера (мир) - 03.11.2022. Цифровой релиз - 30.03.2023. Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: XVII век. Скандально известного художника Микеланджело Меризи да Караваджо (Риккардо Скамарчо) из-за убийства соперника приговаривают к смертной казни. Он бежит из Рима в Неаполь, где для написания библейских сюжетов в качестве моделей использует нищих, воров, пьяниц и куртизанок. Об этом святотатстве узнает Папа Римский Павел V, который привлекает к расследованию дела Караваджо тайного советника Ватикана - инквизитора и «серого кардинала» Тень (Луи Гаррель), который должен узнать все о грехах художника, бросившего вызов церкви…. 

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: мировая премьера фильма «Тень Караваджо» состоялась в прошлом году на 17-м Римском кинофестивале. И она позволяет изучить историю художника через призму его взаимодействия с людьми, ставших прототипами героев картин. Микеле Плачидо отправляет зрителя на «экскурсию» по злачным местам Рима и Неаполя, которые были вторым домом для скандального живописца, любившего побуянить, устроить драку или вызвать обидчика на дуэль. В одной из таких уличных перепалок уже раненый Караваджо убил своего бывшего приятеля Рануччо да Терни (сын режиссера Бренно Плачидо). В фильме, как и в жизни художника, это преступление изменило абсолютно все….

Караваджо всегда выходил сухим из воды благодаря покровительству римских властей, восхвалявших его работы, но теперь он оказывается приговоренным к смертной казни и бежит в Неаполь, где ему оказывает поддержку маркиза Констанца Колонна (Изабель Юппер), его соратница и любовница. Масла в огонь подлил и Папа Павел V, который после совершенного убийства дал добро на преследование Караваджо, фактически позволяя «казнить» его первому встречному. Однако в картине Микеле Плачидо понтифик, чтобы узнать все о живописце, нанимает эмиссара и известного инквизитора Тень (Луи Гаррель), которого в действительности никогда не существовало. Этот спорный и озлобленный на весь мир герой, которому доставляет удовольствие подвергать людей пыткам, по крупицам собирает нелестные факты из биографии знаменитого живописца и пытается разобраться, насколько глубоко тот увяз в пороках, чтобы затем представить его дело Папе на рассмотрение (да, в фильме Павел V может подумать о помиловании).  
Тень, вытягивающий информацию из ближайшего окружения художника и одержимый его преследованием, невольно ассоциируется с более юной версией инспектора Жавера, заклятого врага Жана Вальжана, мешавшего тому жить спокойно. Впрочем, герой Гарреля - фигура второстепенная, а остросюжетная линия с «охотой» на Караваджо становится лишь обрамлением картины, но не ее содержанием.  
В фильме Микеле Плачидо повествование по большей части строится на воспоминаниях самого художника, его друзей и коллекционеров работ художника. Так, у влиятельной маркизы Констанцы Колонны (Изабель Юппер) Тень выпытывает все о юности Караваджо, а у его знакомых из знати, того же мецената и коллекционера кардинала Даль Монте (его играет сам Плачидо), - о пороках, пьяных дебошах в тавернах, женщинах, но больше - о том, где живописец черпал вдохновение для своих работ. И именно истории бедных людей, их страдания и призрачные надежды, которые художник переносил на холст, - то, что действительно волнует режиссера.

 Караваджо, которого на экране эффектно воплощает Риккардо Скамарчо, проводит свои дни и ночи рядом с нищими, пьяницами, картежниками, музыкантами и куртизанками, служившими моделями для его картин. Создатели биографического фильма были особенно внимательны к обстоятельствам создания шедевров Караваджо. В своей картине они и пересказывают трагическую и жестокую любовь художника к куртизанке Лене Антоньетте (Микаэла Рамаццотти), деве с темными волосами, с которой он списал образы Мадонны. В фильме имеет место и страшная история о беременной девушке, тело которой было выловлено из Тибра. По слухам, распущенным недругами Караваджо, с нее он писал «Смерть Марии». Эта же картина становится предметом споров и возмущения церкви. Впрочем, даже некоторые из экспертов, нанятых Ватиканом, в фильме говорят, что в этой неоднозначной работе - «самая живая смерть, которую изобразил художник».

«Смерть Марии» играет в фильме ключевую роль. Она олицетворяет непроходящую горечь утраты - секс-работница Анна Бьянкини, которой в фильме художник пытается помочь подняться с самого дна и платит ей деньги за позирование, в том числе для «Кающейся Магдалины», бросается в реку, и ее смерть шокирует живописца, оставляя беспрестанно кровоточащую рану на его сердце. «Тот, кого мы любили, уходит, а для тех, кто остался, нет утешения», - говорит Караваджо в защиту скандальной «Смерти Марии» в одной из самых тяжелых сцен фильма.
В «Тени Караваджо» искусство действительно соприкасается с жизнью и становится ее закономерным продолжением. Герой Скамарчо ночует рядом с «падшими ангелами» и все их несчастья и горести отражает в земных муках святых со своих картин. Блаженные, списанные с реальных людей с душераздирающей судьбой, - память о тех, кого церковь и знать считали отбросами общества. В фильме Караваджо безуспешно пытается отстоять право на неканоничное изображение Марии Магдалины и Мадонны - «матери для всех», которые могут спуститься с небес, чтобы разделить чужие страдания. Микеле Плачидо в своей картине не оправдывает часто безрассудные и безумные поступки Караваджо. Режиссер пускает зрителя в ту часть жизни художника, которая «вдохновляла» его на «Мадонну со змеей», «Святого Матфея и ангела» и «Мадонну Лорето», отвергнутые церковью, так же как и «Смерть Мадонны».  
Микеле Плачидо, работая над фильмом, рассчитывал прежде всего на широкую аудиторию. Тех же «Призраков Гойи» Милоша Формана, рассказывающих о судьбе испанского художника в период расцвета инквизиции, довольно сложно воспринимать, если заранее не ознакомиться с его биографией. Но «Тень Караваджо» - впечатляющая историческая драма с детально продуманными костюмами, снятая без пафосного лоска и величия, а, наоборот, как и картины живописца, особое внимание уделяющая человеческому телу – его красоте и страданиям. Фильм Микеле Плачидо будет понятен даже людям, далеким от искусства: диалоги в нем вторичны, а чтобы проникнуться историями людей, ставших прототипами для шедевров Караваджо, достаточно лишь созерцать.
Один из самых запоминающихся моментов фильма, в котором Тень олицетворяет невежество всех противников Караваджо, не сумевших постичь прекрасное, - сцена с изучением картины «Любовь побеждает все» (Amor vincit omnia - отсылка к Вергилию), на которой изображен обнаженный Амур. Герой-«следопыт» называет полотно омерзительным, но на самом деле оно заставляет переосмыслить его свою жизнь. Эта сцена прекрасно передает то, как искусство лечит душу. Да и любовь в «Тени Караваджо» занимает особое место. Любовь к женщине, любовь к ближнему, любовь милосердная, любовь плотская, любовь страстная, любовь всепрощающая, любовь спасительная, любовь, побеждающая все. Караваджо, постигший все вариации сильнейшего из человеческих чувств, перенес их на полотна и оставил где-то в вечности. (Мария Ракитина).

подготовил Николай Лежнев

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *