Знаменитый писатель Стивен Кинг продал права на экранизацию цикла "Тёмная башня" за $19,19 (число 19 является одним из ключевых понятий в книгах цикла). Съёмки фильма превратились в долгострой - в режиссерском кресле Джей Джей Абрамса заменил Рон Ховард, а уже ему на смену пришёл 44-летний датчанин Николай Арсель. Большинство критиков негодуют и считают, что его фильм нельзя считать даже попыткой подхода к "Темной башне". При этом сам писатель принимал активное участие в создании картины и высоко оценил работу сценаристов во главе с маститым Акивой Голдсманом. В главных ролях - Идрис Эльба, Мэттью МакКонахи, Том Тейлор, Клаудия Ким, Фрэн Кранц, Эбби Ли, Джеки Эрл Хейли, Кэтрин Уинник, Деннис Хейсбёрт, Майкл Барбиери. Бюджет - $66 000 000. Хронометраж - 01:33. Мировая и украинская премьера - 03.08.2017. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: 11-летний мальчик Джейк Чеймберз (Том Тейлор), живущий в Нью-Йорке, видит во сне загадочные видения, в которых присутствуют Тёмная Башня, Стрелок и Человек в чёрном, и зарисовывает их на бумаге. Его родители считают, что он психически болен, и собираются отправить его в клинику. Он сбегает из дома и попадает в другой мир, пройдя через магический портал в заброшенном доме. И узнает, что наш мир — не единственный из существующих. Заклятые враги Роланд Дискейн (Идрис Эльба), последний из ордена стрелков, и Уолтер О’Дим (Мэттью МакКонахи), известный также как Человек в черном, ведут извечную борьбу. На кону — мифическая Темная Башня, последний оплот и надежда вселенной, без которой мир будет повержен в полный хаос и разрушение. Силам добра и зла суждено столкнуться в последней схватке, ведь Роланд Дискейн — единственный, кому под силу остановить Человека в черном, прежде чем тот разрушит Темную Башню.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: противоречивые слухи - как о съемочной группе, так и о формате, в котором состоится перенос на экран необъятной вселенной и изложенных в восьми романах историй, - вызывали у заинтересованной публики все больше и больше беспокойства. К моменту премьеры фильма оно уже переросло в скепсис, укрепившийся после сообщений об относительно скромном шестидесятимиллионном бюджете, смехотворном полуторачасовом хронометраже и ясельном рейтинге PG-13 . Однако статус фильма по мотивам романа Стивена Кинга просто не позволял армии его фанатов заранее полностью отказаться от надежд. Что ж, сегодня - самое время этим надеждам умереть окончательно.
Ведь "Темная башня" датского режиссера Николая Арселя ("Королевский роман") - это даже не самостоятельная "картина по мотивам", это - простая как три копейки шаблонная подростковая фантастика, самым наглым образом спекулирующая на чаяниях миллионов читателей.
Существует много объяснений, почему семитомную (плюс бонус-книги) фэнтези-сагу Стивена Кинга трудно или вовсе невозможно экранизировать. Но дело не только в сложной структуре, полижанровости и многочисленных гиперссылках на другие романы Кинга (эпопея о стрелке Роланде Дискейне высится в центре кинговской вселенной, скрепляя ее силовыми линиями-лучами подобно тому, как держит миры сама Темная башня). Есть два обстоятельства более частных, но экстраординарных.
Во-первых, в одной из книг Стивен Кинг появляется сам – в качестве автора, которого придуманные им герои должны спасти от реальной опасности (речь идет о случае 19 июня 1999 г., когда писатель во время прогулки был сбит машиной и едва не погиб).
А во-вторых и, может быть, в главных, цикл романов "Темная башня" уже в некотором роде фильм. Точнее, постфильм. Во всяком случае кинематографические источники саги не менее важны, чем литературные. С одной стороны, "Темная башня" выросла из поэмы Роберта Браунинга "Чайльд-Роланд к Темной башне пришел" и "Властелина колец" Толкиена, а с другой – из киновестернов: сюжет одной из книг отсылает к "Великолепной семерке", а сам Роланд – очевидная литературная инкарнация Клинта Иствуда, который (по крайней мере, для поколения Кинга) остался главным стрелком американского экрана. При знакомстве с "Темной башней" не покидает удивительное ощущение: эти книги не просто читаешь, но смотришь их. Потому что знаешь это обветренное, с голубыми глазами, лицо, и фильм в твоей голове уже существует.
Ты смотришь его не глазами, ибо тот, кто смотрит глазами, забыл лицо своего отца. На самом деле экранизация 2017 года не первая, а тысяча первая. Или стомиллионная, неважно. Первая она лишь в том смысле, что ее предлагают смотреть глазами, ибо продюсеры, сценаристы и режиссер забыли лицо литературного отца: кинофильм "Темная башня" не имеет практически ничего общего со Стивеном Кингом и его героем Роландом Дискейном.
Поэтому правильно, что Роланда играет Идрис Эльба, огромный и темнокожий. И что он тут не главный. И что одержим он не Темной башней, а местью человеку в черном (Мэттью Макконахи) – этот инфернальный клоун ловит пули на лету, поджигает людей руками или убивает простым приказом: "Не дыши". Но с Роландом такого проделать не может.
В финале романа "Стрелок", с которого начинается цикл «Темная башня», Роланд и человек в черном сидят у костра. Человек в черном предлагает стрелку превосходный табак и, когда тот с наслаждением затягивается, говорит: "Ты должен понять одну вещь: Башня была всегда, и всегда находились такие мальчишки, которые знали о ней и страстно желали ее – больше, чем власти, богатства и женщин. Мальчишки, которые уходили на поиски тех дверей, что приведут к Башне".
Такой мальчишка в фильме есть, но это не Роланд, а маленький Джейк из современного Нью-Йорка, который видит во сне Темную башню, Роланда, человека в черном и работающих на него разрушителей, а потом находит портал, ведущий в мир стрелка. Именно Джейк – главный герой фильма, и юный актер Том Тейлор, красивый и серьезный, вполне способен держать сюжет о поисках символического отца. Которым оказывается стивенкинговский стрелок, но мог бы быть кто угодно другой: фильм построен по типовым лекалам детского фэнтези, в котором есть ребенок со сверхспособностями и параллельный мир с героем и злодеем, стремящимся выпустить на волю силы тьмы.
У Кинга Джейк тоже не без паранормальных способностей, но все-таки больше несчастный ребенок, чем супергерой, каким он оказывается в фильме, где может силой мысли обрушить Темную башню.
Досадно даже не то, что надерганные из разных книг отдельные детали кинговской вселенной кое-как встроены в эту примитивную сюжетную конструкцию, а то, что в них нет вообще никакой нужды – все совпадения имен и названий можно считать случайными. Изначально проектом занимался Джей Джей Абрамс, взявшийся за экранную адаптацию "Темной башни" после успеха своего сериала "Остаться в живых". После ухода Абрамса в работу включился режиссер Рон Ховард, но в итоге не стал снимать сам, хотя и остался одним из продюсеров. А постановкой занимался датский режиссер Николай Арсель. Сценаристов четверо, и заметно, что они перекраивали и сшивали текст, как монстра Франкенштейна. Именно с такой степенью условности и стоит говорить о персонажах фильма и происходящих в нем событиях.
О стрелке Роланде, который забыл, зачем сюда пришел. О человеке в черном, который до неприличия упивается собственной ролью. О "низших людях" с натянутыми на мерзкие хари искусственными лицами, которые похищают детей, обладающих "сиянием", и используют их психическую энергию для бомбардировки Темной башни.
О самой Темной башне, которая в фильме не является средоточием желаний, а просто унылым спецэффектом торчит низачем и нигде.
О бессмысленной пальбе во все стороны, когда выстрел нужен только один. Или не нужен вовсе. Этот фильм настолько никчемен, что его нельзя считать даже попыткой подхода к "Темной башне". (Олег Зинцов)
РЕЗЮМЕ: восьмитомная кингова эпопея, как и почти все произведения мастера, исключительно кинематографична. Казалось бы: просто бери текст - и снимай по нему. Но для этого, конечно, необходима солидная база средств и соответствующие способности. Без них результатом может быть только разочарование...
подготовил Николай Лежнев