«Время может идти немного медленно»…
Краткое описание нового фильма 48-летнего канадца Дени Коте может спровоцировать слюноотделение у эротоманов. «…В особняке на озере собираются три нимфоманки, исследователь-алжирец и терапевт-немка…» Но большая часть фильма посвящена продолжительным беседам один на один и нескольким марафонским монологам. В главных ролях - Ларисса Корривуа, Лор Джаппикони, Самир Гесми, Од Матье, Хинде Раббадж, Анна Ратте-Полле. Хронометраж - 02:17. Премьера - 14.02.2022 (Берлинский кинофестиваль). Премьера (мир) - 19.08.2022. Оценка www.kino-nik.com 5/10
О ЧЕМ КИНО: несколько женщин принимают участие в социальном эксперименте. Вместе с научными работниками, алжирцем Сами (Самир Гесми) и немкой Октавией (Анна Ратте-Полле), они уединились на озере в глуши Канады, чтобы поразмышлять о своей жизни. Леони (Лариса Корривуа) - жертва детской травмы, склонная к групповым дракам, эксцентричная художница Эжени (Лор Джаппикони) и озорная секс-работница с бритой головой Гейша (Од Матье) в реальной жизни ведут себя как нимфоманки. И теперь они должны справиться со своими травмами и фантазиями в спокойной обстановке...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: по своему исходному материалу (несколько ярких женских персонажей, аморфная мужская фигура и заповедная природа) - картина «Такое лето» Дени Коте перекликается с его последним фильмом, лукаво-минималистской «Социальной гигиеной». Но по стилю, тону, темпу и замыслу она явно отличается. Наиболее заметное изменение касается камеры - ручной, свободной и все время находящейся рядом с героями, в то время как в «Социальной гигиене» она была статичной и намеренно отстраненной. «Время может идти немного медленно», - говорит мужской персонаж фильма, предупреждая испытуемых, да и зрителей фильма тоже, по поводу их ожиданий от предстоящего эксперимента. На самом деле этот фильм быстро потеряет всякое чувство времени - все происходит словно в бреду. Дени Коте в первую очередь интересует выражение лица крупным планом. И на этот раз речь идет о сексуальных неврозах, которые кипят внутри героинь «Такого лета».
Довольно быстро определяется основная идея, которую Дени Коте хочет донести в своей новой работе. Но ему удается сделать это слишком быстро, а затем ведь нужно адекватно заполнить целых 137 минут картины! Большая часть представляет собой нагромождение беспорядочных идей. На первый план выходит само понятие извращений: что это вообще означает? Очевидно, речь идёт об общественном понимании нормы. Любой, кто отклоняется от этого, должен ожидать, что его пометят как странного или даже отталкивающего. В депрессивной постановке Дени Коте не хватает ориентира, четкой структуры. Вероятно, простое деление на главы, на небольшие эпизоды, было бы уместным. Но Коте постоянно мечется между точками зрения и историями героинь. В конце концов, вы можете с большим трудом отличить судьбы персонажей друг от друга. После такой мешанины, поневоле начинаешь ностальгировать по двухсерийному эпосу Ларса фон Триера «Нимфоманка», который был во всех отношениях лучшим фильмом о похоти, извращениях и морали.
Хотя действие почти теряется среди ненужной болтовни, отдельные эпизоды «Такого лета» выглядят забавно, Например, одна из героинь собирается соблазнить целую футбольную команду. Сделано это, конечно, интереснее, чем в стандартном порно-ролике. Но «Такое лето», к сожалению эротоманов - это в первую очередь фильм устных историй. Персонажи снова и снова рассказывают о своих экспериментах, сексуальном опыте и страхах. Эротические идеи иногда описываются в мельчайших деталях. Но где большой бум-момент? Где бунт, протест? Хорошо хоть в конце настроение немного улучшается - в фильме есть даже танцы…
РЕЗЮМЕ: минималистская «Социальная гигиена» была поставлена Дени Коте с ясным представлением о том, что он хотел сказать, и практическим пониманием того, какие средства для этого использовать. «Такое лето» носит скорее исследовательский, чем предписывающий характер. Но лекцию длиною более двух часов неплохо было бы оживить хотя бы слайдами…
Николай Лежнев