Что вы получите, если пригласите постановщика боевых сцен в фильме «Сквозь снег» 2014 года на арену индийского жанрового кино? Необычайно насыщенный фильм о боевых искусствах на языке хинди от режиссера Никхила Бхата. Наверняка это самый жестокий фильм, который когда-либо создавали в Индии. «Схватка» произвела фурор на кинофестивале в Торонто и представляет собой шокирующий боевик из страны, где насилие обычно изображают почти в мультяшном стиле. В главных ролях - Лакшья (Лакш Лалвани), Рагхав Джуйял, Таня Маниктала, Абхишек Чаухан, Ашиш Видьятхи, Адриджа Синха, Харш Чхая, Парф Тивари, Кашьяп Капур, Рупеш Кумар Чаранпахари. Хронометраж - 01:55. Премьера - 07.09.2023 (TIFF Кинофестиваль в Торонто). Премьера (США) - 04.07.2024. Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: несколько лет назад индийский режиссер Никхил Бхат заснул в поезде, а по прибытии в пункт назначения обнаружил, что купе по обе стороны от него были ограблены вооруженными бандитами, известными как «дакойты». Ограбление не могло быть слишком шумным, иначе оно разбудило бы его. Но это заставило режиссера представить, как мог бы выглядеть более агрессивный налет на поезд. Ответом стал его фильм.
Картину Никхила Бхата «Схватка» (Kill) правильнее было назвать «Убить любой ценой» (Overkill), учитывая, как далеко режиссер заходит в изображении любой стычки, забрызгивая все вокруг кровью. Это тот фильм, в котором упрямый Амрит (Лакшья) хватает огнетушитель и разбивает череп несчастного бандита, а зрительский зал взрывается аплодисментами, фактически отвечая на вопрос: можно ли считать это «чрезмерным», если аудитория продолжает требовать большего?
За исключением короткого пролога, в котором Амрит мчится через всю страну, чтобы сорвать помолвку своей возлюбленной детства Тулики (Таня Маниктала), действие фильма полностью происходит в переполненном поезде, идущем в Нью-Дели в котором Тулика едет на свою свадьбу вместе с семьей. При других обстоятельствах это могло бы стать романтическим путешествием, поскольку подоспевший Амрит тянет Тулику в купе, закрывает дверь и предлагает выйти за него. Пока влюбленные строили друг другу глазки, они не заметили что несколько десятков преступников известных как «дакойты» проникли в вагон. Когда бандиты выхватывают свое оружие (в основном молотки и ножи, предназначенные больше для показухи, чем для причинения реального вреда) пассажиры начинают паниковать. Фани (Рагхав Джуйял), самый злой из воров, узнает богатого отца Тулики (Харш Чхая) и полагает, что за похищение семьи можно будет получить солидный выкуп. До этого момента основной стратегией бандитов было запугивание, но они не рассчитывали на встречу с коммандос, обученных различным видам боевых искусств. Амрит и его товарищ Виреш (Абхишек Чаухан) чувствуют себя героями боевиков Стивена Сигала начала 90-х. Вы можете ударить их, нанести удар ножом или застрелить, а они будут продолжать вас убивать! По иронии судьбы, большинство пассажиров могли бы добраться до места назначения целыми и невредимыми, если бы не героическая (но чрезмерная) реакция со стороны коммандос, которая превращает бандитов из гоп-стопщиков в жаждущий мести суперорганизм: подобно множеству рыжих муравьев, кишащих в поезде, они следуют командам Фани. В какой-то момент поезд замедляется, и отец Фани, Бени (Ашиш Видьярти), садится в него, отдавая свои приказы. Новый босс говорит: «Убить!» Фани отвечает: «Схватить и получить выкуп!». Эти противоречивые инструкции позволяют сохранить жизнь тем персонажам, которые нам интересны (ну, во всяком случае, большинству из них). Даже имея три дюжины приспешников, бандиты не могут справиться с двумя коммандос. В течение целого часа (половина фильма) все они мечутся взад и вперед через спальные вагоны, размахивая лезвиями и швыряя своих противников в двухъярусные кровати, раздвижные двери и (одного из несчастных), башкой в унитаз!
Если сравнивать «Схватку» с чем-то из жанра локомотивных боевиков, первым на ум приходит «Сквозь снег», фильм корейца Пон Джун Хо. Над ним работал тот же хореограф боевых искусств, Се Ён О, который представляет в «Схватке» целую россыпь безумных драк и жестоких убийств. Становится ли это утомительно? Только если вы хотите найти здесь еще что-то кроме кровавых убийств.
«Схватка» - фильм, который будет смотреться лучше всего, если вы знаете как можно меньше о сюжете. Не смотрите трейлеры и даже не думайте искать спойлеры в социальных сетях. Конечно, идея звучит так, будто это просто «Крепкий орешек в поезде» и в какой-то степени, так оно и есть. Тем не менее, это не мешает фильму постоянно обманывать ожидания зрителей, поскольку он добавляет несколько совершенно неожиданных поворотов наряду с чрезмерным количеством крови. Если вы думаете, что недавние «Великий уравнитель 3» и «Джон Уик 4» станут самыми жестокими боевиками последних пары лет, не спешите делать выводы. Головы здесь бьют до тех пор, пока они уже не перестают выглядеть как человеческие, а черепа горят, как будто головорезы - это людские версии Призрачного Гонщика.
Учитывая уровень насилия, можно с уверенностью сказать, что «Схватка» - зрелище не для слабонервных. Несмотря на то, что инди-фильм Никхила Бхата был снят с гораздо меньшим бюджетом, чем некоторые популярные боевики, кажется что он получил вполне достойное финансирование. Огромным плюсом «Схватки» следует считать игру актеров, которым режиссер предложил интересные роли. Лакшья (Лакш Лалвани) сыграл Амрита, как настоящего задиру. Конечно, в образе бесстрашного коммандо, он мог выглядеть стоическим и бесчувственным «универсальным» солдатом. Но Амрит предстает уязвимым и человечным, даже если он делает то, на что подавляющее большинство людей неспособны. Еще больше впечатляет работа Рагхава Джуйяла в роли злодея Фани. Как и Лакшья, он обладает огромным талантом, когда дело доходит до демонстрации боевых навыков, но даже помимо этого Джуйялу удается делать своего персонажа все более и более непредсказуемым. Фани был серьезной угрозой уже в течение первые 30 минут, но далее он достигает просто запредельного уровня жестокости…
РЕЗЮМЕ: в «Схватке» каким-то образом уживаются мелодрама, романтика и агрессивное насилие. Снимать такое кино способны лишь немногие режиссеры. Это очень специфический боевик, особенно с учетом его визуального решения. Но любители жанра, скорее всего, одобрят «Схватка», поскольку картине Никхила Бхата, похоже, суждено стать культовой классикой….
Николай Лежнев