Отпусти и забудь…
Наверно, в жизни каждого режиссера настает момент, когда он понимает, что пришло время снять фильм о муках автора. Ларс фон Триер воплотил их в «Доме, который построил Джек» (2018), Педро Альмодовар и Паоло Соррентино дополнительно к этому закодировали детство и юношество в «Боли и славе» (2019) и «Руке бога» (2021). Джоанна Хогг поступила так же. В главных ролях - Тильда Суинтон, Онор Суинтон-Бирн, Джеймс Спенсер Эшворт, Элис МакМиллан, Оли Бауэр, Ариана Лабед, Джейганн Айех, Барбара Пирсон, Джеймс Доддс. Хронометраж - 01:46. Рейтинг R (18+). Премьера (мир) - 08.07.2021 (Каннский кинофестиваль). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: после бурных отношений Джулия (Онор Суинтон-Бирн) берётся распутать клубок собственных амурных чувств и начинает снимать дипломный фильм, тщательно отделяя факты от фантазий и беллетристики…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: наверно, в жизни каждого режиссера настает момент, когда он понимает, что пришло время снять фильм о муках автора. Ларс фон Триер воплотил их в «Доме, который построил Джек» (2018), Педро Альмодовар и Паоло Соррентино дополнительно к этому закодировали детство и юношество в «Боли и славе» (2019) и «Руке бога» (2021). Джоанна Хогг поступила так же. Она родилась в семье из высшего класса, училась в школе-пансионе вместе с Тильдой Суинтон (Хогг - крестная дочери Тильды Онор), потом училась во Флоренции фотографии, а ее вдохновителями стали Кен Лоуч («Кес», «Я, Дэниел Блейк») и Дерек Джармен («Караваджо», «Эдуард II»). Но в кино Хогг пришла не сразу, много лет работала на телевидении, чьи правила ее раздражали, и дебютировала с полнометражным фильмом только в 47 лет (как и Михаэль Ханеке).
Богатый бэкграунд Хогг виден в обеих частях «Сувенира»: она цитирует главных британских режиссеров Пауэлла и Пресбургера («Кентерберийская история», «Маленькая дальняя комната»), ее герои слушают «Силу судьбы» Верди и оперу Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода», передающую природу отношений главных героев. Альтер эго Джоанны Хогг стала 25-летняя Джули (Онор Суинтон-Бирн), которая влюбилась в интеллигентного наркопотребителя-героинщика Энтони (Том Берк). Он врал, брал деньги, обкрадывал и умер от передозировки - она не знала, давала, прощала и хотела снять социальное кино (отсылка к Кену Лоучу). В начале второй части «Сувенира» девушка смотрит отснятый материал для дебютного фильма и понимает, что ее кино настолько живое, насколько ее возлюбленный. Друзья и учителя в киношколе дают совет говорить о личном, поэтому Джулия решает расследовать жизнь Энтони и снять свой короткометражный дебют о нем.
В первой части девушка говорила, что видит кино терапией и самовыражением, а Хогг показывала некоторые кадры от первого лица, как бы говоря, что увиденное нами уже есть снятый Джулией фильм. То, что зритель видит фильм в фильме, доказывает и финал «Сувенир: Часть 1», где в самом конце после титров главная героиня говорит: «Мотор». Этот же прием использовал Вим Вендерс в «Лиссабонской истории» (1994), но он «ломает» иллюзию фильма: перед камерой пробегает «хлопушка». Хогг же создает метафильм: режиссер Джоанна Хогг снимает «Сувенир» о себе самой, а ее альтер эго Джулия также снимает «Сувенир» о своем прошлом. Поэтому обе части «Сувенира» говорят о прошлом создательницы намного больше, чем любое интервью.
Для Джоанны Хогг ее фильмы - это артефакты. Мир Джулии состоит из вещей - письма, белая дверь с номером L (50), стена из зеркал, его красивое пальто и картина Жан-Оноре Фрагонара «Сувенир». В первой части Хогг, подобно французскому писателю Марселю Прусту, наслаждалась вещами, чтобы во второй части Джули через них сняла фильм об абьюзивных отношениях с Энтони. Она покажет окно с неподвижными облаками, шикарную деревянную кровать с резным изголовьем, свою дверь. Она превратит свою жизнь в сувенир (с французского языка souvenir - «воспоминание»), неидеальный, но настоящий. Для матери Джулии Розалинды (Тильда Суинтон) сувениром стала неказистая глиняная сахарница, которую женщина сделала, когда только училась работе с гончарным кругом. «Сувенир» Джулии - это неумелый, сюрреалистичный фильм, состоящий из ее воспоминаний о романе с Энтони и цитат картин известных режиссеров. Но она сбегает из этого мира кино, чтобы стать свободной. Так на своем примере Хогг доказывает, что кино может выполнять терапевтическую функцию. «Сувенир: Часть 2» — это личный катарсис для режиссерки, которая наконец может отпустить прошлое и сказать: «Снято»…(Дмитрий Елагин)
подготовил Николай Лежнев