«Американцы не любят меняться…»
Режиссер Том Маккарти явно стремился к тому, чтобы его картина сделала образ типичного избирателя Дональда Трампа более сложным. Представленный в Каннах, фильм эффективно сочетает в себе исследовательскую строгость получившей «Оскар» драмы Маккарти «В центре внимания» и межкультурный гуманизм его более раннего фильма «Посетитель». Иными словами, это мрачный криминальный триллер, в обертке хитрой комедии, в которой главный герой неизменно является объектом шуток. Однако, закончить такой насыщенный фильм простым замечанием о том, что жизнь жестока, равнозначно бессильному пожатию плечами. В главных ролях - Мэтт Дэймон, Эбигейл Бреслин, Камилль Коттен, Дианна Данаган, Джинифер Ри, Роберт Питерс, Дастин Уилсон. Хронометраж - 01:50. Рейтинг R. Премьера (мир) - 29.07.2021. Премьера (Украина) - 15.09.2021 (B&H film distribution). Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в фильме «Стиллуотер» («Тихий омут») режиссера Тома Маккарти рабочий-иммигрант бурчит, что «американцы не любят меняться». Он убирает территорию города Оклахома после очередного торнадо и поражается, что большинство горожан снова вернутся к своим разрушенным домам, вместо того, чтобы переехать в более безопасное место. То же самое он мог бы сказать о Билле Бейкере (Мэтт Дэймон), безработном нефтянике, который вместе с ним направляется к месту бедствия. День за днем прямолинейный, богобоязненный Билл носит одинаковые шляпы, солнцезащитные очки и рубашку, а также густую козлиную бородку и стоическое выражение лица, которое скрывает любые эмоции. Отвращение Билла к переменам становится ещё более очевидным, когда он едет в Марсель, чтобы навестить свою дочь Эллисон (Эбигейл Бреслин). Она уже пять лет находится в тюрьме за якобы убийство своей девушки Лены. У Эллисон осталось четыре года, и она просит отца связаться с ее адвокатом (Анн Ле Ни) и предоставить новые доказательства, которые могут убедить власти возобновить ее дело. У Билла все происходит на автопилоте - плохое воспитание, борьба с алкогольной зависимостью привели к тому, что у них с дочерью явно натянутые отношения. Биллу приходится неуклюже шпионить в незнакомой стране. Но, несмотря на все экранное время, которое занимает его любительское расследование, здесь не стоит ожидать чего-то интригующего. «Я тупица», - не раз повторяет Билл Бейкер, и фильм, хоть и сочувствующий его тяжелому положению, на самом деле ему не противоречит. Жесткая походка, стиснутые челюсти и клетчатая рубашка - Мэтт Дэймон шагает по картине с добродушным, решительным лицом, но с него тщательно очищены все оставшиеся следы Джейсона Борна. Билл получает пятерку за свои усилия, но задачи расследования убийства - отслеживание лент в Instagram, преследование напуганных свидетелей - могут оказаться сложными не только для американского ред-нека, но даже для того, кто не понаслышке знает марсельские нравы. Удивительно, но «Стілвотер» - это не прямолинейный фильм об акуле-убийце, терроризирующей сонную рыбацкую деревню. Билл встречает дружелюбного двуязычного гида и театральную актрису Вирджинию (потрясающая Камилла Коттин), которая относится к нему с добротой, весельем и почти социологическим любопытством. Есть ли у него пистолет? голосовал ли он за Трампа? (ответы стоит услышать из уст главного героя). У Вирджинии также есть очаровательная маленькая дочь Майя (Лилу Сиуво), которая, естественно, сразу же находит общий язык с Биллом. Последующая взаимовыгодная договоренность - Вирджиния помогает Биллу в его поисках, а Билл становится ее разнорабочим и няней Майи, даёт Бейкеру шанс начать все сначала. К сожалению, финал фильма с его абсурдными ухищрениями и резкими поворотами сюжета, пускает посыл «Стілвотера» буквально под откос, довольствуясь банальным посланием о поиске мира в состоянии бессилия.РЕЗЮМЕ: режиссер Том Маккарти явно стремился к тому, чтобы его картина сделала образ типичного избирателя Дональда Трампа более сложным. Хотя Билл отказывается признать себя одним из них и говорит, что не голосовал из-за своей судимости, он явно один из таких обездоленных и злых американцев. Возможно, фильм «Стілвотер», избежал греха, предложив широкие меры по исправлению боли, от которой страдают мужчины и женщины Америки, но закончить такой запутанный фильм простым замечанием о том, что жизнь жестока, равнозначно бессильному пожатию плечами…
Николай Лежнев