Компания Neon подогрела интерес к новому релизу с помощью продуманных вирусных кампаний и эксклюзивных предварительных показов. Кто-то после премьеры скажет: «Да ну, обычный ужастик!». Но, странным образом, фильм Осгуда Перкинса со временем тревожит больше, чем в момент просмотра, и становится по-настоящему страшным, как только его сатанинский персонаж прочно запечатлевается в вашей голове. В главных ролях - Майка Монро, Николас Кейдж, Алисия Уитт, Блэр Андервуд, Эрин Бойес, Дакота Долби, Лиза Чандлер, Ррила МакИнтош, Ванесса Уолш, Чарльз Джармен. Хронометраж - 01:41. Рейтинг R. Премьера (мир) - 10.07.2024 (Neon). Оценка www.kino-nik.com 6,5/10
О ЧЕМ КИНО: по оценкам ФБР лишь один из пяти серийных убийц попадает в руки закона. Остальные продолжают жить среди нас. Агент Ли Харкер (Майка Монро) охотится за одним из таких неуловимых чудовищ по прозвищу Длинноногий. Более десяти лет его жертвами становились целые семьи. Чем ближе агент Харкер подбирается к разгадке личности убийцы, тем отчётливее понимает, что между ними есть связь…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: сколько фильмов ужасов могут претендовать на то, чтобы захватить ваше подсознание? С «Собирателем душ» сценарист и режиссер Осгуд Перкинс дает нам то, чего мы искали в детстве, когда бросали вызов сами себе и смотрели фильмы, которые потом заставляли нас спать со включенным светом.
Николас Кейдж играет здесь явно нездорового сельского кукольника, который изготавливает чучела своих жертв в натуральную величину, что необъяснимым образом заставляет их семьи становиться убийцами. Одно дело бояться, что тебя изрубит на куски незнакомец, и совсем другое - представлять, как твои собственные родители замахиваются на тебя топором.
Хотя фильм Перкинса не всегда логичен (и, в конце концов, совершенно нелеп), он затрагивает вашего внутреннего ребенка, фокусируясь на серии убийств, жертвами которых становятся девочки, у которых есть только одна общая черта: все они родились 14-го числа месяца. Знаете, кто еще родился 14-го числа? Ли Харкер, новичок ФБР, роль которой исполняет Майка Монро. 31-летняя актриса выглядит здесь моложе своих лет - как девушка, которая решила нарядиться Клариссой Старлинг на Хэллоуин. Фильмы о Ганнибале Лекторе «Охотник на людей» и «Молчание ягнят» явно оказали влияние на Перкинса, который, похоже, слепил «Собирателя душ» из эффектных приемов из других фильмов ужасов, чередуя медленные, зловещие сцены с дезориентирующими эпизодами, усиленными динамичным монтажом. В его фильме присутствует религиозный фанатизм недавних фильмов о монахинях, а также послания в стиле убийцы из фильма «Зодиак», написанные загадочными рунами, которые невозможно расшифровать, за исключением подписи: «Длинноногий».
Это прозвище относится к мгновенно ставшему культовым образу Николаса Кейджа, не менее тревожному, чем горбатый Носферату Макса Шрека, игра которого была для Кейджа источником вдохновения на протяжении всей его карьеры. Как и тот вампир из прошлого века, Длинноногий заставляет нас нервничать, используя извращенный язык тела и резкие жесты - это, а также странное обрамление, обрезающее его голову, объясняет, как персонажу удается пробраться в наши мозги. Зрители едва ли могут узнать под всем этим макияжем Кейджа: с густыми белыми волосами, бледным тональным кремом и выцветшей розовой униформой он больше похож на андрогинную помесь Бетт Дэвис из фильма «Что случилось с Бэби Джейн?» (1962) и характерной актрисы Селии Уэстон, сыгравшей маму в фильме «Июньский жук» (2005). Это вряд ли типичные архетипы ужасов, и все же, как только раскрывается конечный замысел фильма, он оставляет более тревожное впечатление.
Сначала мы видим, как Длинноногий (Николас Кейдж) подъезжает к белому дому невинной девушки на универсале - несомненно, наименее угрожающем из автомобилей. Начальная сцена стилизована под зернистое домашнее кино с его винтажными цветами Kodak и закругленными углами. Позже кадр расширяется до полного анаморфного широкоэкранного изображения, создавая форму, похожую на гроб, которая фокусирует персонажей в угрожающей обстановке. Когда Длинноногий взаимодействует с «почти именинницей», играя в извращенную игру в прятки, его поведение напоминает клоуна-любителя или холостяка-дядю - одного из тех неловких взрослых, которые грубо ошибаются в том, как общаться с детьми. Но из тех зловещих незнакомцев, к которым маленьким девочкам настоятельно рекомендуется не приближаться.
С этого пролога фильм перескакивает из 70-х во времена президента Клинтона. Ли Харкер (Майка Монро), новичок ФБР, демонстрирует почти экстрасенсорную интуицию относительно местонахождения преступника, но этого недостаточно, чтобы ее напарница осталась в живых.
Вместо того чтобы перерабатывать шаблонные элементы жанра, Осгуд Перкинс убирает большую часть процедурных моментов и концентрируется на отличительных деталях: эксцентричный начальник психиатрической больницы, одевающийся как сутенер, или девушка в хозяйственном магазине, которая могла бы стать жертвой в другом фильме, но вместо этого сбивает заряженности Длинноногого, когда шутит: «Пап, этот мерзкий парень снова здесь!»
Перкинс понимает, что пугающие сцены - это всего лишь одно из удовольствий успешного фильма ужасов (то же самое касается и фигур с дробовиками, крадущихся на заднем плане). Дестабилизация ожиданий аудитории и снятие напряжения непредвиденными вспышками абсурда не менее важны - обе тактики он применяет с экспертной точностью. Только обидно, что все эти ингредиенты служат столь неадекватному сюжету. Конечно, власти озадачены этими оккультными убийствами, поскольку объяснение их скорее сверхъестественное, чем психологическое. Непонятно, почему им так трудно раскрыть дело. Или почему Длинноногий уходит из фильма так рано (но не перед тем, как подвергнуться незабываемому допросу). Тем не менее, не удивляйтесь, если увидите его во сне…
Николай Лежнев