Филип Рив написал “Смертные машины” в 2006 году. Рассчитанный на тинейджеров, роман оказался весьма кинематографичным. Элементы мира, описанного в книге, восхищали. Продюсером фильма выступил Питер Джексон (автор кинотрилогии “Властелин колец”). Поскольку сюжет картины не блещет логикой и перенасыщен прямолинейной моралью, логично, что режиссерский пост занял 44-летний Кристиан Риверс. Он познакомился с Джексоном в возрасте 17 лет и с тех пор занимался визуальными эффектами всех (!) фильмов мэтра, начиная с “Живой мертвечины”. Именно Риверс был автором визуальных эффектов схватки Кинг-Конга с тремя Ящерами в фильме 2005 года, и эта работа была отмечена премией “Оскар”. В главных ролях - Хьюго Уивинг, Хера Хильмар, Джихе, Роберт Шиэн, Стивен Лэнг, Фрэнки Адамс, Лейла Джордж, Карен Писториус, Колин Сэлмон, Ронан Рафтери. Бюджет - $100 000 000. Хронометраж – 02:08. Мировая премьера – 05.12.2018. Премьера в Украине – 06.12.2018 (B&H Film Distribution Company). Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: разрушенная после ядерной, так называемой “60-минутной войны”, цивилизация восстановилась фрагментами и неравномерно. Если в небе, как в начале XX века, парят дирижабли и примитивные «этажерки», то землю бороздят движущиеся города, снабженные огромными челюстями. Идеология “муниципального дарвинизма” предписывает населенным пунктам поедать друг друга. Корпус съеденного разделывается, имущество присваивается, обитатели присоединяются к низшим кастам населения победителя либо становятся рабами, медленно умирающими от непосильного труда. Но и после смерти несчастные не всегда обретают покой. Иногда их превращают в сталкеров — лишенные чувств и памяти человеко-машины… Всё начинается с момента, когда Лондон "съедает" маленький шахтёрский городок. Именно тогда произойдет встреча сироты Тома Нэтсоурти (Роберт Шиэн), подмастерья в музее истории, и Эстер Шоу (Хера Хильмар), девушки с изуродованным лицом, чья единственная цель - месть...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Филип Рив написал “Смертные машины” в 2006 году. Рассчитанный на тинейджеров, роман оказался весьма кинематографичным. Элементы мира, описанного в книге, восхищали. Чего только стоит концепт городов-машин (хотя нечто подобное было в романе “Опрокинутый мир” Кристофера Приста). А ещё там был воздушный город с дирижаблями, сталкеры - воскрешенные мертвецы (сплав техники и биоматериала), пиратские городки и огромные слившиеся конгломераты, археология и раскопки предметов олд-тека, Лига противников движения и т.д.
Продюсером фильма выступил один из самых кассовых режиссёров современности Питер Джексон (автор кинотрилогии “Властелин колец”). Сюжет картины не блещет логикой и перенасыщен прямолинейной моралью. Поскольку сюжет картины не блещет логикой и перенасыщен прямолинейной моралью, логично, что режиссерский пост занял 44-летний Кристиан Риверс. Он познакомился с Джексоном в возрасте 17 лет и с тех пор занимался раскадровкой и визуальными эффектами всех (!) фильмов мэтра, начиная с “Живой мертвечины”. Он был автором визуальных эффектов схватки Кинг-Конга с тремя Ящерами в фильме 2005 года, и эта работа была отмечена премией “Оскар”. В планах Риверса – ремейк фильма “Разрушители плотин” 1955 года, права на который были перекуплены у Мэла Гибсона. Фильм режиссера Майкла Андерсона рассказывал об эскадрилье “Лафайет” которая в 1943 году разрушила две дамбы в Рурской долине, используя оригинальное оружие – “прыгающую бомбу”. Картина получила номинацию на “Оскар”-1956 за лучшие спецэффекты. Можно только представить какое зрелище, с учётом современных технологий, нам предстоит увидеть в ближайшем будущем.
“Смертнi машини” – это прежде всего визуальные эффекты и красочный мир далёкого будущего. При этом Кристиану Риверсу удалось снять впечатляющий фильм за совсем небольшие, по меркам блокбастера, деньги. Нынешние компьютерные технологии позволяют многое и, думаю, львиная доля из 100 млн.$ бюджета, ушла на создание физических моделей воздушных кораблей и гигантских элементов движущихся городов.
Актеры, предсказуемо, ушли на второй план. Хотя нельзя не отметить Хьюго Уивинга (агент Смит из “Матрицы”) в роли Таддеуса Валентайна, история которого напоминает судьбу инженера Гарина из романа Алексея Толстого. Некогда глава Гильдии историков стал командором Лондона с планами завоевания мира, поскольку в его руках оказалось чудо-оружие Medusa (нечто покруче гиперболоида инженера Гарина). Забавно, что девайс, способный отключить и уничтожить это оружие состоит из двух флешек, одна из которых маркирована “med” а вторая “usa”. В планах Валентайна – пробить стену, за которой находятся стационарные города населенные, в основном, китайцами. Кто знает, может через несколько лет фильм Кристиана Риверса назовут пророческим. Вторым запоминающимся персонажем оказался сталкер, человеко-машина Шрайк. Его история – это переиначенный сюжет о докторе Джекилле и мистере Хайде, в котором достаточно неуклюже нам пытаются рассказать о возможности любви между киборгом и человеком. Интересно, что исполнителем этой роли значится Стивен Лэнг (“Аватар”, “Не дыши”) но его лицо, да и то в молодости, можно увидеть лишь на пожелтевшей фотографии. Главными героями, по идее, должны были стать Том и Эстер и история их любви. Но 30-летний Роберт Шиэн (“Геошторм”, “Логово монстра”, “Убить Боно”), человек с лицом героя мультфильма “Как приручить дракона”, не показался покорителем девичьих сердец (он даже на пресс-показ пришел в юбке). Сыгравшей Эстер Шоу 29-летней Гере Хильмар (сериалы “Демоны да Винчи”, “Харли и братья Дэвидсон”, премия “Звезда сьемок” Берлинского фестиваля-2015) обрезали ее исландскую фамилию Хальмарсдоттир. Зато, по сравнению с книгой, вернули один глаз и половину отрубленного носа...
РЕЗЮМЕ: поставленный по книге для тинейджеров, фильм Кристиана Риверса для тинейджеров и предназначен. Обилие визуальных эффектов, красочная картинка, живое действие, музыка от популярного ди-джея Джанки Экс-Эл – весомый повод, чтобы пойти в кинотеатр уровня IMAX (например “Планета кино” в ТРЦ Blockbuster), запастись поп-корном и хорошенько отдохнуть...
Николай Лежнёв