Обои в цветочек, семья в трещинку…
Скандинавский хоррор - жанр сам по себе. Бывшие викинги охотно смешивают в нём сатиру, фольклорные элементы, трэш-комедию и сюжеты про странных жутковатых детей. В результате получается удивительный спектр разнообразия от чернушной «Операции «Мёртвый снег»» и мрачных «Паранормальных» до атмосферных арт-хорроров вроде «Тельмы» и «Впусти меня». Их стилистика настолько отличительная, что даже американцам порой хочется её сымитировать, дабы насытить повествование ложной нормандской «фольклорностью» (яркие тому примеры - «Солнцестояние» и «Ритуал»). И вот на «Сандэнсе» в секции полночных показов состоялась мировая премьера финского фильма ужасов «Скрежет». Картина Ханны Бергхольм во многом продолжает скандинавские традиции, но при этом куда прочнее вызывает ассоциации именно с американской продукцией. В главных ролях - Сиири Солалинна, София Хейккиля, Яни Воланен, Рейно Нордин, Ойва Оллила, Ида Мяаттянен, Сайя Лентонен, Стелла Леппикорпи, Хертта Ниминен, Аада Пунакиви. Хронометраж - 01:30. Премьера - 22.01.2022 (Sundance film Festival). Премьера (мир) - 29.04.2022. Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: кино открывается с игры в идеальную семью. Активная в социальных сетях мама (София Хейккиля) снимает очередной ролик про то, как она, её муж (Яни Воланен), словно бы сбежавший из каталога IKEA, гиперактивный пухлячок-сын (Ойва Оллила) и старшая дочка-гимнастка наигранно изображают гармонию, любовь и взаимопонимание. Внезапно в открытое окно влетает ворона, которой мама с той же фальшивой улыбкой на лице безжалостно сворачивает голову на глазах 12-летней Тиньи (Сиири Солалинна). Позже вечером, гуляя по лесу недалеко от их богатого загородного дома, Тинья обнаруживает ещё одну мёртвую ворону, от которой, тем не менее, осталось яйцо. Девочка его забирает домой в надежде спасти хоть этого птенца, а в итоге яйцо оказывает совсем не воронье. С каждым днём оно всё увеличивается и увеличивается, пока из него не вырывается нечто поистине жуткое.
«Скрежет» Ханны Бергхольм - это финская попытка сделать умный хоррор, вот только совсем не убедительная. Метафора семейных проблем, вечных попыток угодить требовательной маме, а не быть собой, и, естественно, всех трудностей взросления вступающей в подростковый возраст девочки очевидна практически с первых минут. Дебютантка Ханна Бергхольм постоянно переминается с ноги на ногу, переключая тональность своего фильма с цветастой сатиры на современное общество и, как в нём изменились семейные ценности под влиянием интернета (словно эпизод «Чёрного зеркала»), на мрачный боди-хоррор с множеством резких «голливудских» скримеров. Напоминает всё это «Инопланетянина», которого снял Йоргос Лантимос. И звучит это, поверьте, лучше, чем есть на самом деле.
Жанровые элементы не работают в полной мере, оттого что перетягиваются намеренной фальшью происходящего. Всё это фиктивное убранство идеальной семьи, где все выглядят как манекены из модного дома в своих этих свитерах и футболках поло, где жена изменяет мужу-тюфяку, естественно, с накаченным молодым электриком, где младший ребёнок избалован до крайности, всё это подано плоско и вторично. Мы уже не раз видели скандинавские сатиры на скандинавский целеустремлённый, безэмоциональный и практичный образ жизни, и в этот канон Бергхольм добавить нечего. Но она решает погрузить свою сатиру в жанр ужасов, который по мере своей условности выступает лишь механическим инструментом, лучшая часть которого - сама механика: аниматронный гигантский птенец, напоминающий одновременно гремлина и старую голливудскую традицию изображения монстров в кино.
Юная Сиири Солалинна, исполнившая в фильме сразу две абсолютно разные роли (девочки и монстра), эффектно завоёвывает зрительское внимание, даже когда из-за некоторых жанровых штампов так и хочется от экрана отвернуться. Самоотверженная игра девочки, пожалуй, один из тех веских аргументов всё же не упустить «Скрежет» из виду…(Вадим Богданов)
РЕЗЮМЕ: посыл картины, хоть и подан он по меркам скандинавских хорроров довольно-таки бесхитростно, заставляет задуматься о важных и правильных вещах. В любой семье однажды под кроватью может завестись огромное метафорическое яйцо, подпитывающееся недопониманием, невысказанными обидами и дефицитом внимания. Главное, чтобы успеть вовремя его обнаружить или хотя бы перестать намеренно игнорировать прежде, чем оттуда вырвется чудище и разорвёт всех на мелкие кусочки…
Николай Лежнев