Супергеройский фильм DC с латиноамериканским акцентом…
Доходят ли кинокомиксы в своем развитии до переломного момента? Этим летом признаки истощения стали заметны в жалких кассовых сборах фильмов «Флэш» и «Человек-муравей и Оса: Квантомания». Справедливости ради, мега-успех «Стражей Галактики. 3» и «Человек-паук: Через вселенные» свидетельствует о неизменной привлекательности этого жанра. Но все же - трудно отделаться от ощущения, что фильмы о супергероях стали окончательно перегружены самомнением. Ведь практически в каждом из них решается судьба Вселенной. В этом свете бойкая, дерзкая, беззастенчиво-веселая тривиальность фильма Анхеля Мануэля Сото выглядит глотком свежего воздуха. В главных ролях - Шоло Маридуэнья, Бруна Маркезини, Джордж Лопес, Сьюзен Сарандон, Харви Гильен, Рауль Макс Трухильо, Эльпидия Каррильо, Дамиан Алькасар, Адриана Барраса, Белисса Эскобедо. Хронометраж - 01:45. Бюджет - $120 000 000. Премьера (мир) - 18.08.2023. Премьера (Украина) - 17.08.2023 (Кіноманія). Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: DC Studios представили первый фильм своей новой киновселенной, перезапущенной с приходом на пост директора Джеймса Ганна. И начали они с не самого очевидного и по-ганновски немейнстримного супергероя - Синего Жука, впервые появившегося на страницах комиксов в 1939 году (еще в издательстве «Чарльтон») и пережившем позже две реинкарнации. В 1966-м его костюм примерил на себя Тэд Корд, а в перезапуске серии 2006-го года Синим Жуком стал Хайме (или Джеми) Рейес, обычный паренек, живущий в Эль-Пасо, штат Техас. В фильме, к слову, есть отсылка к месту жительства оригинального Хайме - его кинодвойник обитает в пригороде выдуманного города Палмера-Сити на улице Эль-Пасо. А клан Кордов во главе с жестокосердной Викторией (Сьюзен Сарандон) играет ведущую, если не считать семейство Рейесов, роль в сюжете, начинающегося с возвращения Хайме (Шоло Маридуэнья), который только что окончил колледж (судя по его худи, учился он в Готэме), в родной Палмера-Сити. В аэропорту его встречает всё его пестрое семейство в полном составе: нежные родители Альберто (Дамиан Алькасар) и Росио (Эльпидия Каррильо), саркастичная младшая сестра Милагра (Белисса Эскобедо), милая бабуля (Адриана Барраса) и самый большой чудак в семье дядя Руди (Джордж Лопес), верящий в теории заговора. Не успевает Хайме насладиться тако в любимом ресторане, как узнает, что у отца недавно случился «небольшой» сердечный приступ, семейный бизнес - автосервис - пришлось закрыть, а корпорация Kord грозится забрать у Рейесов дом за неуплату. Впрочем, семья не отчаивается. Главное, как говорит Альберто, - la familia, которая вечна.
Вместо юридической школы Хайме поступает на работу в один из отелей, принадлежащих Кордам, знакомится с прекрасноликой и добросердечной Дженни (Бруна Маркезини), племянницей Виктории, не согласной с тем, как ее тетя управляет компанией, и по стечению обстоятельств становится избранником Скарабея - древнего инопланетного артефакта огромной силы, которым корпорация «Корд» желает завладеть с раздражающе прозаической целью создания партии суперсолдат.
Скарабей буквально вселяется в тело Хайме, а позже начинает симбиотическое с ним слияние. Разумеется, Виктории и ее подручному Карапаксу (Рауль Трухильо), жертве ее экспериментов, всё это не слишком нравится, так что они открывают сезон охоты на Синих Жуков. Тем временем Хайме постепенно влюбляется в Дженни, отцом которой был Тед Корд (второй по счету Синий Жук в комиксах), знакомится с новыми возможностями Ха-Джи - так голос симбиота ему представляется - и сопутствующими суперсилами.
Удача постановки Анхеля Мануэля Сото, которому ассистировал оператор Павел Погоржельский, известный по работе с Ари Астером, в легкости, с которой действие мчится по непременным для супергеройского жанра остановкам сюжета - представление, происхождение, романтическая линия, потеря близкого, поиск внутреннего источника силы. «Смазывает» механизм повествования семейная химия Рейесов, выглядящих как самая обычная мексикано-американская семья, оказавшаяся в необычных обстоятельствах. В их «обычности» и «реальности» - по меркам жанра - видится главная удача фильма, у которого предостаточно объективных недостатков.
И главный из них отсутствие выразительного главного героя. Хайме - персонаж до скуки положительный, про него в любой момент можно, не кривя душой, спеть For He's a Jolly Good Fellow. К счастью, семья Хайме всячески парнишку затмевает, а улыбка сыгравшего его Шоло Маридуэньи достаточно лучезарна и наивна, чтобы простить ему (на первый раз) этот типичный для супергероики грех. Почти в той же степени невыразительна и Виктория Корд, которую в полнотелого персонажа не смогла превратить даже Сьюзен Сарандон.
Что же касается вынесенного в заголовок этнического акцента, то он явно идет фильму на пользу. Да, это по-прежнему типичный студийный супергеройский блокбастер, снятый по понятным лекалам сюжетостроения и монтажа, но кое-какие его сцены смотрятся живо и естественно, что для жанра, покрытого слоем пыли из отработанных условностей, является исключением, а не правилом. Толкового социокультурного комментария у Сото и сценариста Даннета-Алкосера не вышло, противостояние двух семейств - условно белых Кордов и мигрантов Рейесов - вышло формальным, не выходящим за рамки сюжетной борьбы за макгаффин (здесь - Скарабея). Что, впрочем, может быть и к лучшему. В неловких руках молот идеологии, то бьющий по пальцу, то вылетающий из рук, превращает драму в комедию, а комедию в фарс…(Гия Сичинава)
РЕЗЮМЕ: начало новой киновселенной DC, положенное «Синим жуком», которому, кажется, есть еще о чём рассказать (подробности в сцене после титров), выглядит если не многообещающим, то хотя бы не удручающим и заканчивается простой истиной, не слишком характерной для жанра — прежде чем спасать мир, позаботься о своей семье.
подготовил Николай Лежнев