Рецензия на фильм «Шамбала» (film Shambhala) (4809)

Просветление приходит не к тем, кто его ждет, а к тем, кто идет навстречу…

Одной из последних премьер на Берлинском кинофестивале стала драма «Шамбала», первая непальская картина в программе Берлинале за всю историю смотра. В мудром, потрясающе красивом фильме-путешествии режиссер Мин Баадур Бам размышляет на темы любви, брака, доверия, жертвенности и самопознания. В главных ролях - Тинлей Ламо, Сонам Топден,  Терцинг Дала, Карма Вангиай Гурунг, Карма Шакия, Лотен Намлинг, Церинг Чоден, Чоней Гурунг, Пурба Цептен Гурунг, Церинг Ламо Гурунг. Хронометраж - 02:30. Премьера - 23.02.2024 (Берлинский кинофестиваль). Оценка www.kino-nik.com 6/10 

О ЧЕМ КИНО: в гималайской полиандрической деревне в Непале радостное событие - Пема (Тинлей Ламо) выходит замуж за троих братьев. Старшего брата зовут Таши (Терцинг Дала), второй брат - Карма (Сонам Топден), монах в местном буддистском монастыре, а третий самый младший брат Дава (Карма Вангиай Гурунг) еще школьник. Полиандрическая свадьба - не более чем дань традиции. Настоящим и, по факту единственным, мужем Пемы является Таши. Монах сразу после брачной церемонии отправляется в монастырь, а Дава продолжает учиться в школе… 

Через некоторое время после свадьбы Таши отправляется в Лхасу с торговым караваном. Путь неблизкий, дорога туда и обратно должна занять несколько месяцев.  Уже после его отъезда Пема понимает, что беременна. Деревенские злые языки распускают слух, что будущий ребенок не Таши, а учителя, которого Пема приглашает в дом позаниматься с отстающим в школе Давой. Когда караван возвращается в селение, оказывается, что муж Пемы не захотел приходить. С благословления духовного отца, в сопровождении Кармы, она отправляется в путешествие по суровой горной стране, чтобы найти и вернуть Таши. Странствования Пемы по Тибету превращаются в духовный путь самопознания, самосовершенствования, принятия мира и просветления. Героиня в одном из эпизодов связывает свое имя с Шамбалой, то есть местом, куда могут попасть только чистые духом люди...  

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: несмотря на то, что в картине нет ни одного профессионального актера, исполнители всех ролей играют потрясающе. Особенно убедительна роль главной героини Пемы. Это не банальная история экзотических этнографических странствований туземки. Девушке удалось раскрыть роль женщины в современном патриархальном мире, которой приходится быть одновременно и хрупкой, и сильной. Вслед за Пемой, путешествующей по разным поселкам, наблюдающей за жизнью и ритуалами их обитателей, зритель начинает понимать сложность отношений в современном непальском обществе, в котором причудливым образом переплетается архаика и современность.  
 В «Шамбале» потрясающая операторская работа. Путешествие Пемы по Гималайским горам показано с помощью длинных планов, перемежающихся со съемками с ручной камеры, что придает фильму одновременно и медитативный и захватывающий характер. По словам режиссера, этот стилистический выбор служит отражением внутреннего мира Пемы. Черпая вдохновение из буддийской философии, создатели изображают бескрайние природные ландшафты, приглашая зрителей окунуться во внутренний мир героини, сопереживая ее одиночеству. В фильме создан особенный визуальный стиль, который кажется уникальным гималайским, глубоко личным и в то же время универсальным. Погружение в картину начинается с открывающих титров, которые помимо эстетического удовольствия несут и информационную нагрузку. Посмотрите их внимательно, не пожалеете!


Звук в фильме очень точно дополняет этот стиль. Свист ветра высоко в горах, завывание волчьей стаи, мелодичное позвякивание колокольчика на лошадке Пемы, мычание яков, потрясающе красивое пение под народную музыку, каждый звук, каждая нота здесь к месту.
На пресс-конференции режиссер заявил, что одной из главных его задач было показать в фильме подлинный Тибет, познакомить зрителя с настоящей, а не открыточной культурой его страны: «Аутентичность лежит в самой основе картины, пронизывая каждый аспект ее производства, от привлечения непрофессиональных актеров, говорящих на местном диалекте, до использования традиционных народных инструментов и съемок в реальных высокогорных деревнях. Все наши съемочные решения принимались из приверженности к истине и уважении к традициям, и это не просто эстетический выбор. Это средство выражения духа местных сообществ и культуры, усиливающее подлинные их голоса. Таким образом мы попытались противостоять маргинализированным состояниям, в которых сообщества, подобные нашему оказываются в мировой культуре». Кажется, что с поставленной задачей создатели справились блестяще, и, при достаточно солидном хронометраже в 2,5 часа, картина смотрится на одном дыхании…(Матвей Ромодановский). 

подготовил Николай Лежнев 



 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *