"Знание - сила, всезнание - власть..."
В основу ленты режиссера Джеймса Понсольдта лег одноименный мировой бестселлер Дэйва Эггерса, который в 2013 году пресса окрестила "книгой-пророчеством". До премьерный показ фильма состоялся в супер-современном столичном кинотеатре "Оскар" (ТРЦ Gulliver) Кажется, режиссер достиг своей цели - после просмотра этой анти-утопии хочется срочно удалиться из всех социальных сетей и впредь обходиться исключительно реальным миром. В главных ролях - Эмма Уотсон, Том Хэнкс, Эллар Колтрейн, Гленн Хедли, Билл Пэкстон, Джон Бойега, Пэттон Освальт. Хронометраж - 01:50. Мировая премьера - 26.04.2017. Премьера в Украине - 04.2017 (Arthouse Traffic). Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: интернет-компания The Circle под руководством Эмона Байли (Том Хэнкс) и Тома Стэнтона (Пэттон Освальт) готовится внедрить новый проект разработанный талантливым программистом Таем Лафиттом (Джон Бойега - "Звёздные войны: Пробуждение силы"). Он объединяет в единую систему электронную почту своих пользователей, страницы в социальных сетях, информацию о банковских картах и покупках. В результате этого процесса человек получает универсальный онлайн-идентификатор. В The Circle разработали микро видеокамеры, которые стоят не дороже обычных джинсов и которые можно сотнями приклеивать повсюду. По идее это должно обеспечить полную открытость общества и сделать невозможными коррупцию и произвол. Предложение участвовать в эксперименте получает Мэй Холланд (Эмма Уотсон), которая совсем недавно устроилась на работу благодаря протекции своей подруги Энни (Карен Гиллан - "Стражи Галактики"). Она соглашается пройти определённые процедуры, чтобы стать полностью "открытой", тем более что за счёт фирмы предлагается пройти эту процедуру и её родителям - отец Мэй (Билл Пэкстон) страдает расстройством двигательного аппарата. Но на практике не все так гладко: проект, позиционируемый как новая ступень развития технологий, преследует и другие, более грязные цели...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в основу ленты режиссера Джеймса Понсольдта лег одноименный мировой бестселлер Дэйва Эггерса, который в 2013 году пресса окрестила "книгой-пророчеством". 47-летний Эггерс также создавал сценарии для фильмов "В пути" Сэма Мендеса, "Там, где живут чудовища" Спайка Джонса, разработал сюжет фильма "Земля обетованная" Гаса Ван Сента и написал сценарий к "Голограмме для короля".
В книге Эггерса почти нет экшна, и режиссер сосредотачивается на показе постепенного возвышения Мэй (Эмма Уотсон). Интересно наблюдать, как она постепенно, шаг за шагом, постигает азы корпоративной этики и "здорового" интернет-общения (если ты не делишься всеми подробностями собственной жизни с миром, значит тебе пора к психологу по поводу низкой самооценки). Её стол обрастает 4-5-6-ю мониторами, отслеживающими всевозможные рейтинги и бесконечные рассылки. Она постоянно борется за эфемерный статус, тупо накручивая комменты и "лайки" ко всему подряд. У неё появляются проблемы со сном и реальным общением. Зато ей вскоре предстоит стать главной "звездой" корпорации и едва ли не круглосуточно таскать на шее миниатюрную камеру, делясь с окружающими полной "прозрачностью" собственного бытия. Дорога в ад вымощена благими намерениями. Громкие заявления о борьбе с насильниками прикрывают размеренное внедрение тотального контроля за чужими жизнями со стороны доброхотов, которым вроде только и надо, что с тобой "подружиться". "Сфера" постепенно становится полной и всепроникновенной. "А не будут брать лотерейные билеты, отключим газ". Или все функции мега-системы, без которой обойтись уже не получится. К сожалению, Джеймсу Понсольдту не удалось избежать грешков, которые водятся за антиутопиями а именно - легким перекосом в сторону длинных манифестов и объяснялок. А вот к исполнительнице главной роли, Эмме Уотсон (серия фильмов о Гарри Поттере, "Красавица и чудовище", "Ной") нет никаких претензий. Милашка Эмма сыграла героиню которая, конечно, раздражает своей коровьей тупостью, но именно таковы, положа руку на сердце, не менее половины обитающих ныне в Сети персоналий. Актриса отлично показывает, как и почему Мэй постепенно скатывается во всё большую "виртуальность" личности, и я сильно сомневаюсь, что та самая половина не повторила бы при случае её путь (пусть и не до конца).
Как мне кажется, то что показал в своем фильме Пенсольдт, на самом деле уже давно случилось, и негатива после просмотра "Сферы" остается столько, что хочется срочно удалиться отовсюду и впредь обходиться исключительно реальным миром. На "Фейсбуке" тем временем снова прилетают принудительные добавления в чужие группы и предложения отметить чью-то рекламную страницу как понравившуюся. Этот белый шум бесконечен. И причина здесь так же проста, как и объяснение любой религии человечества: "Большинство людей променяли бы всё, что знают, всех, кого знают, весь мир отдали бы за то, чтоб их видели, чтоб их признавали, чтоб их даже, может, запомнили. Мы все понимаем, что умрем. Мы все понимаем, что мир огромен, а мы крохотны. И нам остается лишь надеяться, что нас увидят или услышат, хотя бы на миг". К сожалению, фильм стал последним для Билла Пэкстона, известного по лентам "Терминатор", "Чужие", "Титаник", "Грань будущего". Актер скончался в феврале 2017 года. R.I.P.
Николай Лежнев