«Не очень хорошо», но «Слишком мило, чтобы плеваться» вполне подойдет…
С одной стороны, самый идеальный фильм для просмотра всей семьей на Рождество - это тот, который может понравиться каждому, от ироничных подростков, их уставших родителей и до сварливых бабушек и дедушек. А с другой стороны, самым идеальным семейным фильмом может оказаться тот, который не дает поводов по-настоящему от него плеваться. Именно к второй категории можно отнести комедию режиссера МакДжи, известного фильмами «Ангелы Чарли», «Термминатор: Да придет спаситель», «Три дня на убийство». В главных ролях - Дженнифер Гарнер, Эд Хелмс, Эмма Майерс, Брэйди Нун, Рита Морено, Маттиас Швайгхёфер, Пит Холмс, Илайя Изорелис Паулино, Пол Шир, Форчун Феймстер. Хронометраж - 01:41. Рейтинг PG-13. Премьера (мир) - 30.11.2023 (Netflix). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: Уокеры - семья из высшего среднего класса. Мама Джесс (Дженнифер Гарнер) - энергичный архитектор, который вот-вот станет партнером в своей фирме. Папа Билл (Эд Хелмс) - рок-музыкант, ставший учителем музыки в школе. Семнадцатилетняя СиСи (Эмма Майерс) настолько одаренная футболистка, что скоро попадет в сборную США, а Уайятт (Брэйди Нун) - настолько одаренный девятиклассник, что подает заявление о досрочном зачислении в Йельский университет. Как и положено в нормальных семьях, родители и дети постоянно спорят. Пунктуальная Джесс требует у СиСи разобраться с приоритетами. У энергичного и общительного Билла и ботана Уайятта так мало общего, что даже Билл шутит, что он не настоящий его отец. Судя по всему, для разрешения этих, казалось бы, мелких ссор, потребуется чудо, и именно это они получают. Незадолго до большой презентации Джесс, большой игры СиСи, важного собеседования Уайятта в колледже и большого выступления Билла со своей группой Dad or Alive, Уокеры меняются телами с помощью необъяснимого волшебства, в котором каким-то образом участвует водитель Uber (Рита Морено).
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: в классической «Чумовой пятнице» мать и ее дочка меняются телами, в «Большом» 12-летний подросток становится 30-летним мужчиной, в «Опять 18» 81-летний дедушка попадает в тело своего внука. А в «Семейном обмене» режиссер МакДжи решает освоить практически все возможные варианты скопом, включая переселение двухлетнего карапуза в тело…маленькой собачки.
Фильм «Семейный обмен», основан, предположительно, на детской книге Эми Краузе Розенталь «Время сна для мамы». Он является одним из очередных праздничных релизов Netflix, которые своей глянцевостью готовы посоревноваться с продукцией канала Hallmark.
Действие фильма происходит в Лос-Анджелесе. Это, наверное, было удобно для актеров и съемочной группы, но яркое солнце и ряды пальм не особо добавляют рождественской атмосферы. Легко догадаться, что комический эффект будет возникать из-за того, что персонажи понятия не имеют, что делать в обстоятельствах друг друга. Но, как только персонажи меняются телами, удовольствие от просмотра несколько подрывается сценарием, который изначально не придает ни одному из них отличительной индивидуальности. У более молодых героев, по крайней мере, есть преимущество в том, что они подражают звездным исполнителям, с которыми мы хорошо знакомы. И Эмма Майерс, в частности, удачно изображает супермаму в исполнении Дженнифер Гарнер. Напротив, Гарнер и Эд Хелмс готовы на все - включая отрыжку, пердеж и рвоту - но все их бравурные выступления не могут замаскировать тот факт, что СиСи и Уайятт - не более чем стереотипный угрюмый подросток и стереотипный ботан-компьютерщик.
Поэтому неудивительно, что эмоционально переживать здесь не за что и не за кого. Иногда сценарий намекает (очень осторожно) на более глубокие отношения в семье. Беспокойство Джесс по поводу футбольных амбиций СиСи вызвано ее собственной неудачной спортивной карьерой. А ученики Билла делятся слухами, что он отказался от возможности стать частью Green Day, или Black Sabbath, чтобы вырастить своих детей. Но, судя по всему, у МакДжи практически аллергия на конфликты и трудности, и поэтому он игнорирует эти идеи в пользу успокаивающих клише о победах и родительских радостей.
Как и любая американская семейная комедия, «Семейный обмен» переполнен пердежным юмором (хорошо, что не генитальным). К примеру, 2-летний малыш Уокеров попадает в тельце их собачки Пиклз. Эта последняя смена ролей является самой необычной в кино: в ней есть кадры, на которых бульдог ковыляет на двух задних лапах и справляет нужду, сидя на горшке. Есть множество кадров, где собака мочится под рождественской елкой, а также крупный план сувенирной фотографии с колоноскопии и повторяющаяся шутка, в которой Джесс глотает мороженое, а затем громко пукает...
РЕЗЮМЕ: парадоксально, но настойчивое стремление избегать драматических сцен, делает «Семейный обмен» менее трогательным. Просто трудно прочувствовать персонажей, настолько плоских и милых, что они с таким же успехом могли бы быть пряничными человечками, решающими проблемы, которые, казалось бы, вообще не существовали. Здесь нет ничего, что могло бы привести к трудным или болезненным разговорам, или привести к несчастливому финалу, или заставить зрителей выбирать чью-то сторону. И как только пройдут финальные титры - не останется ничего, что могло бы остаться в вашей памяти…к лучшему или к худшему….
Николай Лежнев