«Семья предала меня и я заплачу ей той же монетой...»
Пока в итальянском прокате высокие позиции остаются за эксцентричными комедиями, именуемыми cinepanettone, а суровый реалист Маттео Гароне и поклонник грандиозных форм Паоло Соррентино с начала 2000-х воюют за лидерство, транслируя социальную повестку и личную драму, на поле вышел новый игрок - 61-летний Игорь Тувери. Его дебютный фильм - экранизация собственного графического романа, удостоенного премии «Книга года» на Франкфуртской книжной ярмарке. Это самая популярная книга Игорта (псевдоним Тувери) на сегодняшний день. В главных ролях - Тони Сервилло, Валерия Голино, Карло Буччироссо, Лоренцо Ланчеллотти, Винченцо Немолато, Яя Форте, Джованни Лудено, Мануэла Ламанна, Эмануеле Ночерино, Анджело Курти. Хронометраж - 01:40. Премьера (мир) - 28.08.2019. Премьера (РФ) - 06.02.2020. Цифровой релиз - 06.06.2020. Оценка www.kino-nik.com 7/10
О ЧЕМ КИНО: Неаполь, 1972 год. Пеппино Ло Чичеро (Тони Сервилло) – давно вышедший на пенсию киллер каморры. Он отдал мафиозной семье лучшие годы и теперь коротает дни в уютной квартирке, прогуливаясь по тесным улочкам Неаполя. В новой жизни ему остается только восхищаться своим сыном, который пошел по стопам отца. Нино (Лоренцо Ланселлотти) оказался не только красив собой, но и стал одни из лучших молодых киллеров на службе мафиозного клана. Увы, срок тихой пенсии оказывается краток. Нино едет убивать местного фокусника Мистера Икс (Винченцо Немолато) который «предсказывает результаты футбольных матчей и встречи с НЛО по умеренным ценам», но получает пулю сам. Позже Пеппино выясняет, что убийство не было случайностью - довольно быстро он сам становится мишенью двух конкурирующих криминальных семей Неаполя. На помощь в схватке за жизни и честь, старому киллеру придет друг и напарник Тото «Мясник» (Карло Буччироссо), а также Рита (Валерия Голино), давняя подруга бурной молодости. Вместе они отомстят за жизнь Нино и перевернут устоявшийся уклад всего мафиозного мира Неаполя...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: премьера «Счастливое число 5 », состоялась на Венецианском кинофестивале, в программе европейских и средиземноморских кинокритиков. Оттуда картина даже смогла увезти символический приз - «Премию Пазинетти» за лучшую женскую роль, доставшийся Валерии Голино. В основу сюжета лег одноименный графический роман Игоря Тувери (псевдоним Игорт). Он стал ключевой фигурой и в адаптации, заняв место сценариста и режиссера. «Счастливое число 5» вышел действительно интересной попыткой создать на экране узнаваемый визуальный стиль мафиозного Неаполя.
Правда, Игорю Тувери не всегда удаётся выдержать темп. Фильм больше похож на американские горки, полные захватывающих падений и довольно скучных подъемов. Как только на экране начинаются разговоры, картина теряет весь свой шарм, превращаясь в излишне нудную драму о буднях и кризисе итальянской мафии. Многое портит нарочитая серьезность, доводящая до скрежета зубов в очередном разговоре о жизни, полном банальных истин и метафор. Герои постоянно рассуждают о предназначении, подводят итоги своего пути и пересматривают, казалось бы, незыблемые взгляды, тяжело встречая надвигающуюся старость.
Излишняя серьезность преображает и экшен, полностью лишая его реалистичности. Стреляют тут исключительно с двух рук, в позах, больше подходящих для мраморных статуй, забывают о прицельном огне и о перезарядке из-за бесконечных патронов в обойме. Простая на вид прогулка под проливным дождем в одиноком молчании способна создать напряжение и таинственность, показывая характер героя, а не рассказывая о нем. Эстетика полностью побеждает содержание, постоянно тасуя жанры. Тут и нуар, и спагетти-вестерн, и мелодрама, и боевик категории Б, и многое другое. Все это лежит на поверхности и будет моментально распознано зрителем. Здесь же и огромное количество мелких деталей, снятых с невероятной любовью. Кажется можно бесконечно наблюдать за звонками из телефонной будки и даже почувствовать запах кофе, употребление которого на экране больше похоже на изощренный ритуал.
В этом большая заслуга превосходных актеров, в особенности Тони Сервилло, знакомого зрителю по работам у Паоло Соррентино. Он буквально охватывает собой все экранное пространство, удерживая нас невидимыми тисками. Подобная магнетическая харизма окончательно сливается с экранной серьезностью и трагизмом, стирая грань между абсурдом и реальностью. Актерам есть где развернуться, даже несмотря на довольно шаблонный сюжет. Происходящее все равно складывается в интересную историю о дружбе, любви, мести и предательстве. Фильм разделен на пять новелл, каждая из которых имеет поэтичное название. Добрая часть событий в картине происходит в ночное время - тем самым картина демонстрирует отличную операторскую работу Николая Брюэля, работавшего над «Догмэном» Маттео Гарроне, и показывает, на что способен стиль неонуара в отображении гангстерской романтики. Ночные скитания героя Сервилло похожи на один мрачный сон, в котором, впрочем, находится место и воспоминаниям о счастливой эпохе, и грезам о новой жизни. Вопрос, к чему приведет Пеппино его путешествие, до самого конца остается открытым. Ночь постепенно переходит в день лишь в четвертой новелле, заставляя героя выбраться из мира грез в реальность, в которой нет места забытью или иллюзиям, а важны лишь конкретные действия. В целом, собственно, «Счастливое число 5» — все та же баллада о судьбе простого солдата, решившего пойти против своих, старая-добрая история о предательстве, чести, борьбе старого и нового поколений в мире мафии.
Неожиданным становится финал, переворачивающий, казалось бы, линейную историю и полностью меняющий тональность картины. «Счастливое число 5» обретает назидательную форму и превращается в притчу о возмездии. Проступки и неправильные решения теперь идут рука об руку со стареющим киллером - к концу жизненного пути остаются лишь сожаления и постоянно преследующие воспоминания...
Николай Лежнев