Не все поймут, немногие вспомнят…
«Отец боди-хоррора» пропал с радаров почти на 10 лет. В 2014-м вышел фильм «Звездная карта», после него затишье, а в 2023-м миру явились «Преступления будущего» - сборник лучших хитов Дэвида Кроненберга, который, как и раньше, без страха смотрит в будущее. Перерыв Кроненберг сделал, потому что его жена Каролин Зэйфман, с которой они были вместе 40 лет, умерла от рака. Режиссер рассказывал, что его первым импульсом было прыгнуть следом за ней в могилу, поскольку он не представлял жизни без Каролин. После трагедии наступил затяжной кризис. Кроненберг атеист, поэтому поддержки в виде иллюзорных мыслей о встрече со своей любовью в следующей жизни у него не было. Как истинный творец, свои переживания он излил в «Саване» - фильме, который даже не все преданные фанаты режиссера смогли оценить. А зря, ведь это чистейшая кроненберговщина, без фильтров или примесей. В главных ролях - Венсан Кассель, Дайан Крюгер, Гай Пирс, Сандрин Холт, Дженнифер Дэйл, Ал Сапиенца, Элизабет Сондерс, Ингвар Эггерт Сигюрдссон, Стив Свитцман. Хронометраж - 01:59. Премьера - 20.05.2024 (Каннский кинофестиваль). Премьера (мир) - 22.01.2025. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: после смерти Бекки (Дайан Крюгер) Карш (Венсан Кассель) - успешный технологический магнат - основывает компанию GraviTech, где на инновационных кладбищах тела усопших помещают в саван, через который можно наблюдать за тлением останков своих близких. Карш не готов отпускать жену, и контакт с тем, что осталось от ее тела, помогает герою не сойти с ума от горя. Но не всем технология приходится по вкусу, на кладбище нападают вандалы и шлют Каршу угрозы. Мужчина обращается за помощью к Мори (Гай Пирс) - гику-айтишнику, помогающему в расследовании разбоя. Поиски осквернителя наводят Карша на теории о том, что смерть его жены была запланирована злоумышленниками….
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: хаотичный сюжет и бесконечные, рассыпающиеся на части диалоги изводят и утомляют, так же как и цикличные мысли человека, пытающегося осмыслить смерть своего самого близкого. Отпустив попытки анализа происходящего, можно запутаться в ворохе мыслей режиссера, но именно тогда фильм и раскрывается во всей красе. Ничего вокруг не имеет смысла, попытки осознать и принять трагедию приносят слишком много внутреннего дискомфорта, поэтому герой снова и снова цепляется за хоть какие-то улики, чтобы сохранить ощущение контроля. Не только над процессом разложения тела своей любимой, но и над причиной ее смерти. Бекка все еще является Каршу во снах, он видит ее в Терри - сестре умершей (Наоми Уоттс), а также в каждой, с кем успешно или безуспешно ходит на свидания. Осознание утраты так и не приходит, если такое вообще возможно.
Казалось бы, после двух часов наблюдения за разложением тела и попытками расколоть конспирологические теории из зала можно выйти либо раздавленным, либо взбешенным (второе, как мы выяснили по фестивальным рецензиям, вполне вероятный исход). Но, по сути, в сердце фильма пульсирует обнадеживающее и довольно убедительное ощущение того, что настоящая любовь существует. И за муками человека, пытающегося осмыслить болезненную трагедию, стоит чувство, которое, увы, не всем представится возможным испытать за отрезок жизни. Мы привыкли считывать его с нереалистичных ромкомов или драматичных монологов под дождем, поэтому идея того, что оно кроется где-то среди тлеющих останков и сумбурных диалогов, мягко говоря, непривычна…(Катя Карслиди)
РЕЗЮМЕ: «Саван» еще долго будут ругать за не конвенциональную форму, случайно зашедшие на «триллер» зрители, скорее всего, сойдут с ума на месте, что значит одно - Кроненберг вернулся, не растеряв прежнего запала и новаторского взгляда. Кто еще, кроме канадского родоначальника жанра боди-хоррор, может снять детальное кино о смерти, которое будет способно наполнить сердце зрителя бескомпромиссным чувством любви?…
подготовил Николай Лежнев