"Я верю в то , что правосудие Господа не будет дремать вечно..."
Классический фильм Дэвида Гриффита "Рождение нации" был выпущен в 1915, рассказывал о Ку-Клукс-Клановцах и получил уничтожающие оценки - во многих странах он был запрещён к показу. Когда актёр и режиссёр Нэйт Паркер начал работу над своим фильмом, он назвал его "ироничной отсылкой к расистскому фильму 1915 года..." А если без иронии - лента создана по мотивам реальных событий, когда в 1831 году взбунтовавшиеся рабы убили, не выбирая правых и виноватых, 60 белых за один день. Главные роли в новой картине исполнили Нэйт Паркер, Арми Хаммер, Пенелопа Энн Миллер, Джеки Эрл Хейли, Колман Доминго, Онжаню Эллис, Дуайт Генри, Эйджа Наоми Кинг, Эстер Скотт, Роджер Гуэнвёр Смит. Бюджет - 8,5 млн.$. Мировая премьера - 25.01.2016 (фестиваль Сандэнс) Премьера в Украине - 19.01.2017. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: "Рождение нации" - это историко-драматический байопик о чернокожем рабе-мятежнике Нэте Тёрнере (Нэйт Паркер). Рано научившийся читать, он стал священником и его молодой хозяин Сэм Тернер (Арми Хаммер) зарабатывает на том, что возит его по округе, для того чтобы нести слова успокоения для рабов. Много раз Тернер стоически переживал несчастья, включая избиение и изнасилование своей жены Черри Энн (Эйджа Наоми Кинг)... Однажды Нэт производит обряд крещения для белого работника и спорит с хозяином и преподобным, которые категорически запретили делать это. Добрый, до поры, Сэм велит его выпороть. Не сломленный Тёрнер, веря в свою богоизбранность, воспринимает солнечное затмение как знак свыше: черная ладонь накрывает солнце. И со словами: "Я верю в то, что правосудие Господа не будет дремать вечно" возглавляет восстание, потрясшее рабовладельческую Америку...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: фильм афро-американца Нэйта Паркера он сам назвал "ироничной отсылкой к расистскому фильму 1915 года..." Режиссёр сыграл главную роль - от такого удивительного, реально существовашего образа, грех было отказываться. За давностью лет, трудно понять - кем же был Паркер? Сознательным борцом за справедливость или, все же, соглашателем восставшим лишь тогда, когда горе коснулось лично его. Не забываем, что в те времена были и свободные афро-американцы, которые жили на территории рабовладельческих южных штатов. А одной из целей, которые в фильме озвучил Нэт Тернер, был прорыв повстанцев к северянам...В фильме Нэйта Паркера кроме малоизвестных черных актеров сыграли неузнаваемая Пенелопа Энн Миллер, некогда блеснувшая в картинах "Детсадовский полицейский" (с Арнольдом Шварцнеггером) и "Путь Карлито" (с Аль Пачино), а также Арми Хаммер, потомок приятеля Владимира Ильича Ленина, Арманда Хаммера. Герой Хаммера - Сэм Тернер, хозяин Нэта. Он занят в основном опустошением бутылок со спиртным и Хаммеру пришлось изрядно постараться, чтобы из голубоглазого красавчика ("Одинокий рейнджер") превратиться в обрюзгшего рабовладельца с порядочным брюшком и потухшим взглядом...
ИНТЕРЕСНО: Нэт Тёрнер - американский чернокожий раб, возглавлявший восстание рабов в штате Вирджиния 21 августа 1831, в результате которого погибло 60 белых людей и по меньшей мере 100 чёрных рабов, — крупнейшее число погибших в одном восстании до Гражданской войны в США в южной части Соединённых Штатов. Он собрал сторонников в Саутгемптоне, штат Вирджиния. Впоследствии Тёрнер был признан виновным, приговорён к смертной казни и повешен, после чего с его тела была содрана кожа. Впоследствии американское правительство казнило 56 чёрных рабов, обвинённых в участии в восстании Тёрнера. Двести чёрных были избиты и убиты белыми ополченцами. В Вирджинии и других южных штатах государственные органы приняли новые законы, запрещающие получение образования рабами и свободными неграми, ограничивающие свободу собраний и другие гражданские права свободных чёрных, и потребовали от белых чиновников обязательного присутствия на богослужениях чёрных.
При рождении владелец Тёрнера записал только его имя - Нэт, хотя он, возможно, имел фамилию в рядах рабов. Бабушка Тёрнера происходила из короманти, народа, проживавшего на территории современной Ганы, представители которого часто продавались в рабство в Америку; их группы известны восстаниями рабов. Тёрнер провел свою жизнь в месте, населённом преимущественно чёрными.
Тёрнер с детства отличался интеллектом: он научился читать и писать в довольно раннем возрасте. Будучи глубоко религиозным, Нет часто постился, молился или был погружён в чтение историй из Библии. Его якобы часто посещали видения, которые он интерпретировал как сообщения от Бога. Эти видения значительно повлияли на его жизнь: например, когда Тёрнеру было 22 года, он сбежал от своего владельца, но вернулся через месяц после того, как увидел видение. Тёрнер часто оказывал услуги баптистам, проповедуя Библию среди своих товарищей-рабов, которые прозвали его «пророком».Тёрнер также имел влияние на белых людей, и в случае с неким Этельредом Т. Брэнтли Тёрнер якобы смог убедить его прекратить жить порочной жизнью.
К началу 1828 года Тёрнер был уверен, что он «был рукоположен для некоторых больших целей в руках Всевышнего». Начиная с февраля 1831 года Тёрнер пришёл к убеждению, что определённые атмосферные явления должны быть интерпретированы как знак того, что он должен начать подготовку к восстанию против рабовладельцев.
11 февраля 1831 года в штате Вирджиния наблюдалось солнечное затмение. Тёрнер увидел в этом руку чёрного человека, закрывшую солнце, и он принял это видение как знак. Восстание было первоначально запланировано на 4 июля, День независимости, но было отложено ввиду необходимости дополнительных обсуждений между ним и его последователями и в связи с его болезнью. 13 августа произошло ещё одно солнечное затмение, при котором появилось солнце голубовато-зелёного цвета (возможно, из-за попавшего при извержении вулкана Сент-Хеленс в атмосферу вулканического пепла). Тёрнер принял это в качестве окончательного сигнала, и через неделю, 21 августа, он начал восстание.
Тёрнер начал восстание с освобождения нескольких доверенных рабов. Повстанцы перемещались от дома к дому, освобождая рабов и убивая их хозяев. Повстанцы в конечном счёте включали более 70 порабощённых и свободных чёрных.
Поскольку повстанцы не хотели выдавать кому-либо своё присутствие в момент проведения своих атак, они первоначально использовали ножи, топоры и тупые предметы, а не огнестрельное оружие. Восстание не разделяло жертв по возрасту или полу, пока не было определено, что цели мятежа были достигнуты в полной мере. Нэт Тёрнер признался в убийстве лишь одной из жертв восстания - Маргрет Уайтхед, которую он убил ударом доски от изгороди. Перед тем как белые ополченцы смогли принять ответные меры, повстанцы убили 60 мужчин, женщин и детей. Тёрнер считал, что революционное насилие будет служить пробуждению отношения белых к реальности рабовладельческого общества, которому присуща жестокость. Тёрнер позже сказал, что хотел бы распространять «ужас и тревогу» среди белых.
Восстание было подавлено в течение двух дней, но Тёрнер скрывался до 30 октября, когда был обнаружен спрятавшимся в норе, покрытой досками от забора. 5 ноября 1831 года он был осуждён, признан виновным и приговорён к смертной казни. Тёрнер был повешен 11 ноября в Иерусалиме, штат Вирджиния, ныне известном как Куртленд, штат Вирджиния. С его тела содрали кожу, обезглавили и четвертовали. После восстания обвинено за мятеж в Саутгемптоне и связанные с ним преступления было 45 рабов, в том числе и сам Тёрнер, и 5 свободных чернокожих. Из 45 обвинённых рабов 15 были оправданы. Из 30 осуждённых 18 были повешены, а 12 получили помилование и были проданы государством. Из 5 свободных чернокожих, судимых за участие в восстании, один был повешен, а остальные были оправданы.
После казни Тёрнера местный адвокат, Томас Раффин Грей, опубликовал «Признания Нэта Тёрнера», полученные частично из исследований, проведённых в то время, когда Тёрнер был в бегах, а частично — из бесед с заключённым Тёрнером до суда. Эта работа является основным историческим документом о Нэте Тёрнере. Николай Лежнев