Рецензия на фильм «Резервная копия» (film Bod obnovy) (4918)

«А ты сегодня сохранялся?»

В прокат вышел чешско-словацко-польско-сербский киберпанк Роберта Глоза «Резервная копия». Похоже, что и братья-славяне наконец-то научились снимать эффектные, но бессмысленные и утомительные блокбастеры. В главных ролях - Андреа Могилова, Матей Гадек, Милан Ондрик, Вацлав Неужил, Карел Добры, Агата Крыштуфкова, Катажина Заваджка, Ивета Дускова, Ян Власак, Ричард Станк. Хронометраж - 01:55. Премьера (мир) - 21.09.2023. Цифровой релиз - 27.06.2024. Оценка www.kino-nik.com 5,5/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: к 2041 году, если верить фильму, мало что изменится. Роберт Глоз чересчур буквально воспринял панковский и, соответственно, киберпанковский символ веры: «Никакого будущего». Что означает: будущее уже состоялось, все мерзости настоящего никуда не делись и не денутся, но лишь будут дополняться и усугубляться достижениями научно-технического прогресса. Получилось же у Хлоза бледное подобие классических образцов жанра. Навскидку - «Бегущего по лезвию», имитировать которого так же легко, как и невозможно. 
В неназванной, но, судя по всему, восточноевропейской стране все соответствует киберпанковскому символу веры. С одной стороны, чудо-города с небоскребами, напоминающими гигантские сморчки. С другой - затхлые хутора с развешанным на веревках бельем и удушливые погони в гнилом лесу. Признав отсутствие будущего и не заморачиваясь чересчур, авторы фильма датировали его действие ближайшими временами, до которых большинство зрителей, надо надеяться, доживут. Точнее говоря, 2041 годом, от которого нас отделяют ничтожные 17 лет.
В то, что за эти 17 лет социальное неравенство никуда не денется, аппетиты монополий не уменьшатся, а спекуляции на медицинских достижениях или псевдодостижениях лишь взбрыкнут, поверить легко. Кто бы сомневался: об этом еще дедушка Ленин писал в своей работе об империализме как высшей стадии капитализма. Восточноевропейские товарищи с ней, безусловно, знакомы с колыбели.
В грядущий критический взрыв преступности и прочего терроризма тоже можно поверить. Труднее поверить, коли уж авторы живописуют ближайшее будущее, в то, что, достигнув его семимильными шагами, человечество на фоне всеобщего криминально-империалистического безобразия обретет, условно говоря, таблетку бессмертия.
Точнее, технику «резервных копий». Каждый погибший насильственной смертью имеет право вернуться к жизни. В том случае, если он каждые сорок восемь часов обновляет свою «резервную копию» через аппарат, разработанный неким гением.
Но вот незадача: гения и его жену зверски убивают, и, сюрприз-сюрприз, их резервных копий не обнаруживается. Если бы обнаружились, то воскрешенные жертвы могли бы назвать следователю имя душегуба. Подозрения падают на загадочную террористическую организацию с медитативным названием «Река жизни», которая то поезд под откос пустит, то целый симфонический оркестр расстреляет.


Следователь Эмма Траховская (Андреа Могилова), как и положено ее коллегам в книгах и фильмах последних лет, пребывает в сумрачном состоянии. Ее любимый муж был одной из жертв «Реки жизни». Сорок восемь из убитых музыкантов смогли воскресить, а вот двоим, включая его, не повезло. Тем не менее в жизни Эммы он сохранился в виде голограммы, вылезающей на экран из небытия и из-под рояля в особо лирические или критические моменты действия. Голограммы столь убедительной, что злодей может сколько угодно тыкать в него пистолетом: рука со стволом пройдет сквозь виртуальное тело.
Полбеды, что Глоз, как, впрочем, и подавляющее большинство режиссеров, претендующих на владение киберпанком, безнадежно путается в деталях своего фантастического мира, обязанного уже в силу своей фантастичности быть правдоподобным. Путаница у Глоза с путешествиями из бытия в небытие и обратно напоминает распространенную путаницу фильмов о петле времени, о путешествиях из настоящего в прошлое-будущее и обратно.
Еще труднее разобраться в мужчинах, с которыми Эмма сталкивается в процессе расследования. Как только она не путает своего покойного мужа с главным подозреваемым в двойном убийстве и с коварным напарником из «Европола», навязанным ей в силу особой государственной значимости расследования. Все они - брюнеты с четырехдневной щетиной, все они пытаются друг друга убить, все ищут какие-то «ключи» для входа в аппаратуру бессмертия и при этом еще и бесконечно разговаривают, лишая фильм всякого драйва…(Михаил Трофименков)
РЕЗЮМЕ: единственный вывод, который можно сделать из «Резервной копии»: будущее, возможно, и наступило, но не столько страшное, сколько смертельно скучное. И воскресать ради возвращения в него не стоит…
подготовил Николай Лежнев

Рецензия ,фильм «Резервная копия» ,film
Bod obnovy, Андреа Могилова, Матей Гадек, Милан Ондрик, Вацлав Неужил, Карел Добры, Агата Крыштуфкова, Катажина Заваджка, Ивета Дускова, Ян Власак, Ричард Станк, Роберт Глоз,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *