Рецензия на фильм «Реинкарнация. Новая глава» (film Run Rabbit Run) (4470)

Жутко медленный хоррор о трудностях материнства…

Австралийский хоррор с фестиваля «Сандэнс» от Даины Рид, с Сарой Снук («Наследники») в главной роли, раскрывает непростые взаимоотношения матери и дочери, пронизанные травмами прошлого и мистикой. Но, что не так с этим фильмом и почему он не вызывает никаких эмоций? В главных ролях - Сара Снук, Лили Латорре, Дэймон Херриман, Грета Скакки, Нил Мелвилл, Кэтерин Слэттери, Хьюго Сойса, Наоми Рукавина, Джорджина Найду, Мориал Сперим. Хронометраж - 01:40. Премьера - 19.01.2023 (Sundance film festival). Цифровой релиз - 28.06.2023 (Netflix). Оценка www.kino-nik.com 6/10

ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Сара (Сара Снук) живёт с семилетней дочерью Мией (Лили Латорре) в стеклянном доме, обуреваемом ветрами и туманом, где-то в Австралии. С мужем в разводе, у него теперь новая семья и большие планы на жизнь. Экспозиция даёт понять, что отношения с людьми у Сары явно непростые. С родителями женщина не общается уже долгие годы, мать - заключена в доме престарелых, после смерти отца Сара организовала склад его вещей у себя в гараже, но помимо коробок с документами, одеждой и прочими артефактами прожитой жизни, в доме поселились призраки прошлого. Мия начала проситься к бабушке, которую ни разу в жизни не видела, и стала называть себя Элис - именем, чьё звучание расшатывает психическое состояние Сары. А кто такая эта Элис зритель узнает лишь ближе к середине фильма, хотя будет смутно догадываться.   
Поначалу нам предлагают милую идиллию - заботливая мама, смышлёная дочь, но очень скоро по их отношениям начинает расползаться паранойя, теряется близость и взаимопонимание. На некоторое время девочка замыкается в себе, скрывает своё лицо под самодельной маской зайчика. Уставшая мать никак не может расшифровать столь странные перемены в поведении, с чего вдруг на обратной стороне милых рисунков Мии появились жестокие сцены насилия, написанные чёрным и красным карандашами? Почему она тянется в дедушкин альбом, чтобы найти там фотографию своей тёти, почему всё время кричит, жалуется и просится к маме, хотя она и так всегда рядом?….
Австралийский хоррор о разладе в отношениях матери и ребёнка - не первый в истории и точно не последний. Пост-хоррор «Бабадук» Дженнифер Кент тоже проделал подобную историю, выведя на поверхность не страх потусторонних существ из страшилок, а ужасы родительства и страх перед детьми, совсем не чуждый нашей культуре. От телевизионных «Детей Кукурузы» 1984 года до «Реинкарнации. Новой главы» пускай нужно сделать не один и даже не два шага, но у этих картин есть общая почва: оба фильма показывают, как будущее ополчается против прошлого, как дети бросают вызов своим родителям. В нарративе Стивена Кинга дети - заражённые вирусом убийцы взрослых, а у Дэйны Рид - счастье, которое ты не заслуживаешь, и отпугивающее зеркало личных детских травм.

Пытаясь вписаться в ряды умных слоубёрнеров, «Реинкарнация. Новая глава» теряет хватку уже на первых 30 минутах. Сценарий и визуальная форма не отличаются никакими виртуозными решениями, хорошо поставленная режиссура предлагает очень тесный и правдоподобный контакт актрис в кадре, но его совсем недостаточно - плачущих, сходящих с ума женщин хоррор эксплуатирует с самых основ, как и жутких детей с признаками одержимости. Режиссёрка только скромно повторяет пройденный материал по теории жанра, но не производит своих собственных высказываний, не выдвигает личных гипотез и не ставит эксперименты. Никто и не требует от каждого фильма революции и глобальной пересборки, но «Новая глава» даже с основами жанра работает очень посредственно: здесь сложно найти полноценный оммаж к классике ужасов или грамотно использованные элементы жанровой формулы.  
Фильму катастрофически не хватает саспенса. Ругань и отсутствие комммуникации матери и ребенка только раздражают - форма и содержание работают с поверхностными чувствами, им не получается пробраться до зрительского нутра. Чрезмерно медленный ритм постановки не разгоняет даже звуковое измерение - на фоне слышатся только вязкие текстуры из плача и невроза. Очевидно, что «Новая глава», как и многие современные ужасы, делает ставку на ментальную дисфункцию и пытается разобраться с психологией главной героини, сталкивая её по сути с самой собой, а точнее - с жестокой подавленной частью своей идентичности. Порой становится страшно, насколько разрушительным может оказаться материнский опыт и какими последствиями может обернуться истерика опечаленного ребёнка. Но в истории не происходит никакого полноценного развития или качественной психологической трансформации, вся проделанная работа по описанию душевных проблем кажется напрасной, ненужной и откровенно скучной.  
В любом хорошем хорроре, с приставкой «пост» или без неё, медленного или быстрого, кровью и сердечной мышцей должны быть острота и динамика - именно этих двух компонентов фильму и не хватает. Фильм не вызывает в зрителе ни слёз, ни сочувствия, ни вздоха удивления, ни испуга. Атмосфера паранойи и меланхолии, присущая для экспозиции, на ходу рассеивается, не оставляя за собой следов - кульминационный твист, может, и удивит, но к тому времени поверхность этого жанрового образчика станет настолько безжизненной, что предфинальные попытки вызвать зрительские эмоции покажутся скорее смешными, чем страшными.


Единственное, что делает фильм выразительным - это блестяще сыгранные партии Сары Снук и Лили Латорре. Явно, что амплитуде их игры тесно внутри холодной, стеклянной оболочки всей постановки. Жаль, что попытка исследовать ментальные проблемы с помощью хоррора и надрывной драматургии не удалась, сценарий «Новой главы» смотрелся бы уместнее в ином каркасе - внутри психологического триллера, драмы или парадоксальной комедии (Карина Назарова).

подготовил Николай Лежнев 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *