Гей, еврей, пятый битл…
Британский актер Джейкоб Форчун-Ллойд играет роль менеджера Beatles Брайана Эпстайна в неровном, но благонамеренном биографическом фильме. Режиссер Джо Стефенсон сосредотачивает историю вокруг трех основных граней Эпстайна, которые всегда упоминаются в каждой его краткой биографии: он сыграл важную роль в огромном международном успехе Beatles (позже Пол Маккартни назовет его «пятым битлом»), он был евреем и он был геем. В главных ролях - Джейкоб Форчун-Ллойд, Эмили Уотсон, Эдди Марсан, Эдди Иззард, Джона Лис, Эд Спелирс, Джона Лис, Майло Паркер, Люк Аллен-Гейл, Дарси Шоу, Джей Лено. Хронометраж - 02:20. Премьера - 30.05.2024 (Торонтский еврейский кинофестиваль). Премьера (мир) - 30.10.2024. Цифровой релиз - 05.12.2024. Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: 9 ноября 1961 года продавец мебели Брайан Эпстайн (Джейкоб Форчун-Ллойд) спустился в клуб в подвале Ливерпуля и так впечатлился увиденным, что решил стать менеджером выступавшей там начинающей и малоизвестной группы «Битлз». Брайан отправился в головокружительное путешествие в надежде сделать ливерпульскую четверку популярнее Элвиса Пресли. Несмотря на непростые взаимоотношения в группе, борьбу с собой и скепсис окружающих, «пятый битл» поставил себе невыполнимую задачу - объединить человечество через мир, любовь и поп-музыку и создал мировой феномен….
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: фильм Джо Стефенсона, безусловно, разворачивается на более широком полотне, чем драма «Часы и времена», в которой Дэвид Энгус сыграл Эпштейна, а молодой Иэн Харт - Джона Леннона во время совместной поездки на выходные в Барселону. Тем не менее, фильм 1991 года по-прежнему остается одним из самых тонких и проницательных произведений спекулятивной фантастики на тему Beatles.
Чего не отнять у «Пятого битла», так это ярких красок, декораций и гардероба. Особенно в финальной сцене, где мы видим The Beatles в пышных нарядах с цветами в волосах и в парчовых пиджаках в стиле Неру, когда они ведут прямую международную трансляцию, которая состоялась как раз перед смертью Эпштейна от случайной передозировки наркотиков в 1967 году в возрасте 32 лет.
Очевидно, что фильм заканчивается на триумфальной ноте, чтобы придать немного подъема тому, что в целом является грустной историей, если убрать те моменты, где Эпштейн зарабатывал состояние для себя и Beatles (он также был менеджером Gerry and the Pacemakers и Силлы Блэк, которую здесь играет Дарси Шоу) Потому что, если вычесть успех, то история Эпстайна представляет собой классическую историю о мытарствах гея, когда он переходит от встреч на даче (которые приводят к избиениям и попыткам шантажа) к токсичным отношениям с американским любовником Тексом Эллингтоном (Эд Спелирс) - тот, в итоге, грабит и унижает бедного доверчивого Брайана. По крайней мере, его мама Куини (Эмили Уотсон к счастью, избегая худших еврейских клише матери) всегда любила сына, даже если его отец Гарри (Эдди Марсан) никогда не мог понять Брайана.
Нагромождение архивных кадров и знакомых театральных приемов, таких как проекции на разделенном экране и монологи Джейкоба Форчун-Ллойда, разрушающие четвертую стену, помогают отвлечься от того факта, что бюджет недостаточен для воссоздания ключевых моментов в истории Beatles. За исключением Королевского варьете, где Леннон предложил богатым людям в зале побряцать своими драгоценностями. И очевидно, что создатели фильма не получили прав ни на одну из песен ливерпульской четверки. Так что квартету, играющему The Beatles, приходится доносить юношескую харизму группы энергичными каверами на мелодии других исполнителей в ранних сценах, но только Джона Лис в роли Леннона производит впечатление, позволяющее сравнить его с реальным персонажем.
Все это слишком свято и безопасно - возможно, не хватает рок-н-ролльной остроты - но игра Джейоба Форчун-Ллойда поддерживает интерес к фильму, пока он мчится через эпизоды короткой, резкой и шокирующей жизни Эпстайна….
Николай Лежнев