Триллер «П´яте вересня» - динамичный и напряженный, но аполитичный…
Фильм швейцарского режиссера Тима Фельбаума рассказывает о команде ABC Sports, которая освещала вооруженное нападение палестинской группировки боевиков «Черный сентябрь» во время летних Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году, в результате которого погибли 11 израильских олимпийцев. Это кризис, нагруженный геополитическим значением, но Фельбаум и соавтор Мориц Биндер, похоже, отчаянно не хотят говорить о нем. «П´яте вересня» - это журналистский процедурал, который впечатляет своим напряженным, документально-реалистичным изображением 17-часового испытания, которое затронуло членов команды ABC Sports в этот день. В главных ролях - Питер Сарсгаард, Джон Магаро, Бен Чаплин, Леони Бенеш, Зинедин Суалем, Джорджина Рич, Кори Джонсон, Маркус Рутерфорд, Бенджамин Уокер. Хронометраж - 01:31. Премьера - 29.08.2024 (Венецианский кинофестиваль). Премьера (мир) - 20.11.2024. Премьера (Украина) - 13.12.2024 (B&H film distribution). Оценка www.kino-nik.com 6/10
О ЧЕМ КИНО: 5 сентября 1972 года в Мюнхене. Начинается десятый день Олимпийских игр. Руна Арледжа (Питер Сарсгаард) на ночь сменяет новичок-телепродюсер Джеффри Мейсон (Джон Магаро), когда боевики «Черного сентября» берут в заложники израильских олимпийцев. Их требования: Израиль должен освободить около 200 палестинских заключенных в обмен на олимпийцев, или же один спортсмен будет казнен каждый час. Мейсон, имеющий опыт показа лишь гольфа и бейсбола низших лиг, оказывается в крайне затруднительной ситуации. В Мюнхене нет других американских новостных групп, а руководство ABC не уверено в серьезности событий. Мейсону помогают операционный менеджер Марвин Бадер (Бен Чаплин), единственный еврейский сотрудник команды ABC, и переводчица Марианна (Леони Бенеш), которой поручено импровизировать на нескольких работах, отчасти потому, что она единственная, кто знает немецкий язык. Задача на ближайший час кажется ясной: разместить камеры как можно ближе к Олимпийской деревне и снабдить Питера Дженнингса (Бенджамин Уокер) и Джима Маккея (изображенного на реальных кадрах) в студии необходимой информацией. И не известно, будет ли подтверждение о выпуске материала в эфир. В какой-то момент продюсер понимает, что террористы видят крадущуюся съемочную группу по трансляции….
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: швейцарский режиссер Тим Фельбаум, сделавший себе имя благодаря фильму «Ад и приливы», не так уж озабочен палестинским конфликтом. Достаточно того, что террористы хотят использовать заложников для освобождения заключенных. Но на этом дело и заканчивается. А о провале служб Германии упоминается лишь вскользь. Вместо этого режиссер выбирает необычный ракурс: главными героями становятся люди, которые так или иначе работают на спортивный отдел ABC и теперь вынуждены сталкиваться с ситуацией, к которой никто из них не готов. «5 сентября» описывает, как команде спортивного отдела приходится импровизировать и сколько проблем предстоит решить. Возникает вопрос, где разместить камеры, ведется торг с конкурирующей станцией по поводу времени вещания, оборудование приходится закупать или даже провозить контрабандой. На все это стоит посмотреть, тем более что мы имеем дело с событием начала 1970-х годов, когда еще многое делалось вручную и требовало намного больших усилий.
Но более захватывающим аспектом является то, что фильм также задает моральные вопросы. Речь идет не столько о том, что можно ли вообще сообщать о подобных событиях, но и о том, в какой форме это следует делать. Когда право аудитории на информацию превращается в извращенный вуайеризм? Какую ответственность несут средства массовой информации, когда дело доходит до освещения террора и страданий? В конце концов, захват заложников стал первым примером такого нападения, показанным в прямом эфире по телевидению. Хотя сегодня мы привыкли, что все должно происходить очень быстро и очень близко к действию, тогда это было в новинку. 5 сентября подчеркивает коллективную деятельность и в то же время ставит ее под сомнение. Время от времени у зрителей могут возникнуть сомнения относительно того, оправдано ли то, что делает команда.
Однако Тим Фельбаум и его соавтор Мориц Биндер («Мюнхенское убийство: что осталось от жизни») хотят инициировать дискуссию, не предлагая ответов. Зрители должны подумать об этом сами. Но даже те, кто не хочет принимать участие в этих рассуждениях, получат удовольствие от очень увлекательного фильма. Драма, мировая премьера которой состоялась в секции Orizzonti Extra Венецианского кинофестиваля в 2024 году, почти не дает времени на передышку. Хотя сама команда телевизионщиков не подвергается опасности, фильм обладает качествами триллера благодаря атмосфере реального времени. Конечно же, результат известен. И все же здесь вы с волнением наблюдаете, как пишется история, как мужчины и женщины достигают выдающихся результатов, не ощущая при этом чувства триумфа. Многое из этого находит отклик и после подведения итогов, тем более, что фундаментальные вопросы не потеряли своей актуальности десятилетия спустя...