Плюшевое проклятие...
Релиз фильма британского режиссера Саймона Кертиса состоялся через 40 лет после выхода анимационной ленты "Приключения Винни-Пуха" от студии Walt Disney. Но это отнюдь не мимимишный байопик, на который надо идти с детьми и обожающими умиляться близкими. На самом деле, "Винни-Пух" подарил радость миллионам читателей - но только не тому, кто сочинил книгу, и не тому, для кого она была написана. В главных ролях: Донал Глисон, Марго Робби, Келли Макдоналд, Уилл Тилстон, Стивен Кэмпбелл Мур. Хронометраж - 01:47. Мировая премьера - 20.09.2017. Премьера (РФ) - 23.11.2017. Оценка www.kino-nik.ru 7/10
О ЧЕМ КИНО: лондонский драматург Алан Александр Милн (Донал Глисон) возвращается домой после окончания Первой мировой войны. Он смог оправиться от ранения, но не от душевной травмы. Алану, которого близкие называют Блу, в любом резком звуке чудятся взрывы и выстрелы. Чтобы успокоить нервы, писатель с женой Дафной (Марго Робби) и маленьким сыном Кристофером Робином (Уилл Тилстон) переезжает на природу, в коттедж на окраине леса. Там Милн надеется написать книгу о вреде войн. Но когда жена возвращается в Лондон, а слуги уходят в отпуск, Блу впервые остается один на один с сыном. И он начинает вместе с мальчиком придумывать сказочные истории, которые вскоре станут книгами о Винни-Пухе....
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: новая картина британского режиссер Саймона Кертиса («7 дней и ночей с Мэрилин») рассказывает историю одной из самых любимых детских книг во всей истории человечества. Однако это отнюдь не мимимишный байопик, на который надо идти с детьми и обожающими умиляться близкими. «Винни-Пух» подарил радость миллионам читателей – но только не тому, кто сочинил книгу, и не тому, для кого она была написана. Наоборот, добрейшая книжка об оживших игрушках разрушила семью Милнов, которая только-только оправилась после кошмара мировой войны. Как это могло случиться? Очень просто. Милны пошли на поводу у пиар-машины, раскрутившейся, когда «Винни-Пух» стал бестселлером. Алан и Дафна превратили своего сына в экспонат. Они возили его по всему свету, фотографировали в умилительных позах, заставляли выступать на людях и рассказывать, как он придумал имя своему плюшевому медведю. Дети всего западного мира завидовали Кристоферу Робину, а он ненавидел, когда его так называют (близкие именовали его семейным прозвищем Билли Мун), и он мечтал, чтобы его наконец оставили в покое. Еще он хотел побольше времени проводить с родителями и любимой няней. К несчастью для Кристофера, его страдания не закончились, когда Милн-старший перестал писать книги о сыне и Пухе. Сын писателя дожил до глубокой старости, но для всего мира он оставался «маленьким Кристофером Робином». Это так его раздражало, что он дистанцировался от отцовского наследия и не пользовался баснословными деньгами, которые заработал для его семьи Винни-Пух. Отношения же с родителями у Милна-младшего были хуже, чем у героев многих современных голливудских драм, которые как будто соревнуются, у кого «предки» гаже. «Прощай, Кристофер Робин» рассказывает эту печальную и поучительную историю о том, почему нельзя впутывать маленьких детей во взрослые дела. Малыши не хотят славы – они хотят любви и заботы. Они не хотят давать интервью – они хотят играть с родителями и сверстниками. И они меньше всего хотят, чтобы их всю жизнь дразнили из-за того, что папа славно заработал на их детстве. Мимимишность, конечно, в фильме тоже есть. Сцены, в которых Блу и Билли придумывают сказки, сняты как умилительное приключение в волшебном лесу. Это те моменты, ради которых становятся родителями. Но счастье героев недолговечно. Его обрамляют послевоенные мучения Блу до сочинения «Винни-Пуха» и страдания Билли после публикации книги. Картина выстроена вокруг Донала Глисона и Уилла Тилстона (в заключении ленты его заменяет Алекс Лотер, сыгравший повзрослевшего Кристофера), но запоминаются в ней не только они. Марго Робби создала интригующий образ женщины, в которой каким-то чудом уживаются искренняя любовь к сыну и мужу, капризный нарциссизм светской красотки и решительность и непосредственность героинь Пэлема Вудхауса (помните цикл о Дживсе и Вустере?). Противоречивость и взбалмошность Дафны вкупе с харизмой Робби превратили героиню из приложения к героям в экранного тяжеловеса. Робби доминирует в каждой сцене с ее участием – хотя бы потому, что никогда не знаешь, как Дафна себя проявит в той или иной ситуации. Напротив, Блу и Билли ведут себя более-менее монотонно, как замкнутый мужчина и открытый ребенок. Если Робби оказывается Джокером ленты, то Келли МакДональд в роли шотландской няни Оливии служит дворецким Альфредом. В отличие от своих чопорных нанимателей, простодушная и набожная Оливия не стесняется проявлять любовь к малышу, и она становится для Билли душевной опорой и светом в конце туннеля. Это не преувеличение создателей фильма. Судя по воспоминаниям Кристофера Робина и по тому, как сложились его отношения с близкими, няню он в детстве любил сильнее, чем мать. И, возможно, сильнее, чем отца. Вообще, «Прощай, Кристофер Робин» – это не только байопик о Милнах, но и портрет традиционной британской состоятельной семьи в сравнении с ее слугами. Одним проще предложить ребенку славу и деньги, другим – душевную теплоту, и из фильма ясно, что малыш предпочитает. Тем не менее британские традиции сохраняются и захватывают другие страны, включая Украину. Это одновременно пугает и делает картину Кертиса злободневной. Впрочем, актуальность материала прекрасно сочетается в фильме с убедительным, хотя и слегка «открыточным» воссозданием Британии между мировыми войнами. Перемещение зрителей в прошлое – любимое занятие английских кинематографистов, и команда Кертиса отлично справилась с ним. Машины, наряды, интерьеры, кулинария… И даже книжные магазины эпохи. Режиссер сделал все, чтобы публика прониклась духом времени и чтобы у грустной истории «Винни-Пуха» нашлись красивые стороны. Но, конечно, самая привлекательная часть ленты – это не рукотворные красоты, а ведущие актеры и восхитительные природные пейзажи Южной Англии. (Борис Иванов)
РЕЗЮМЕ: выдающийся ли это фильм? Нет. То, что он пытается донести, можно прочесть в «Википедии», и нельзя сказать, что повествование картины столь глубоко и высокохудожественно, что Кертис превратил реальные события в киношедевр. Однако это выразительное, берущее за душу полотно, и на него стоит обратить внимание тем, кто ходит в кино ради тихих лент, а не громких блокбастеров.
подготовил Николай Лежнев