Рецензия на фильм «Проклятое наследие» (film Perpetrator) (4545)

Город охотников… 

Премьера «Проклятого наследия» состоялась в программе «Панорама» Берлинале. показ в Штатах состоялся на фестивале Tribeca в Нью-Йорке. Также картину 52-летней Дженнифер Ридер показывали на жанровых смотрах в Невшателе и Fantasia в Монреале. Американская режиссёрка, живущая и преподающая в Чикаго, сначала прославилась короткометражными работами, а затем начала снимать самобытные полные метры. В главных ролях - Киа Маккирнан, Алисия Сильверстоун, Мелани Либёрд, Айрион Роач, Крис Лоуэлл, Джош БауйотерКазимер Джоллетт, Тейлор Кинкед, Вик Кулигоски, Тим Хоппер, Одри Френсис. Хронометраж - 01:41. Премьера - 17.02.2023 (TriBeCa film festival). Цифровой релиз - 01.09.2023 (Shudder). Оценка www.kino-nik.com 6/10

О ЧЕМ КИНО: 17-летняя Джонни Баптист (Киа МакКирнан) ведёт мелкокриминальный образ жизни. Свою мать она никогда не видела  и живёт с отцом (Тим Хоппер), которого мучают жуткие приступы головной боли. Во время очередного припадка родитель разбивает голову о пол ванной и решает отправить дочку к молодящейся тёте Хильди (Алисия Сильверстоун) в провинциальный город. Девушка быстро осваивается в новой школе, привычно обчищая шкафчики учеников и за деньги обещая одноклассницам подделать результаты учений по безопасности. Когда Джонни пробует приготовленный тетушкой на день рождения торт, в ней пробуждаются необычные способности, передающиеся в их семье по женской линии. Она обретает мистическое умение перевоплощаться в других людей, чувствовать чужое сердцебиение и мысли. Может быть, сверхъестественные таланты помогут школьнице поймать маньяка. В городе пропало уже пять девочек…   
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: американская художница и режиссер Дженнифер Ридер известна по психологическому триллеру «Ножи и кожа» об исчезновении старшеклассницы в маленьком городке на Среднем Западе. Хоррор про экзорцизм «Конец ночи» выходил на Shudder. Также для американского стриминга, специализирующегося на ужасах, Ридер сняла одну из новелл альманаха «З/Л/О 94». Пожалуй, интересная авторка заслуживает большего внимания.
«Проклятое наследие» - логичное продолжение карьеры. Как и в случае с «Ножами и кожей», в центре событий исчезновение старшеклассниц в тихом городке. Только теперь пропала не одна девочка-подросток, а несколько. Зло не дремлет и совсем обнаглело. Вслед за Дэвидом Линчем, Дженнифер Ридер исследует ужасы, скрывающиеся за красивыми белыми заборами и идеально подстриженными лужайками американской субурбии. Только в «Синем бархате» и «Твин Пиксе» тёмную сторону привычного мира познавал мужской персонаж, а «Проклятое наследие» - история глазами девушки.   
Джонни готова подойти к важному рубежу 18 лет и стать совершеннолетней. Старшеклассница сталкивается с месячными и принимает себя как женщину. Зловещая тётя Хильди (Алисия Сильверстоун) видит в процессе взросления мистическую силу. Джонни открывает новые необычные таланты, которые вполне могут быть метафорой перехода из детства в сознательную жизнь. Но Ридер не собирается делать еще одну социальную драму или типичную подростковую историю, авторка снимает визуально насыщенный сюрреалистический хоррор.
Далеко не сразу отдельные эпизоды фильма складываются в единую картину. Тётя Хильди проводит таинственный ритуал и кормит племянницу тортом с кровью. У отца Джонни, а затем и у школьницы случаются необъяснимые трансформации лица - выглядит это так, будто технология создания дипфейка дала сбой или маску из Instagram жёстко заглючило. Безумный директор школы (Крис Лоуэлл) проводит чересчур реалистичные тренинги по противодействию террористам и бегает по учебному заведению в жуткой маске и с игрушечным автоматом в руках, имитируя массовый шутинг. Единственный полицейский города (Джош Бауйотер) разъезжает по улицам на пикапе Ford и за всеми наблюдает. То ли страж порядка действительно охраняет граждан, то ли сам является маньяком. А ещё в школе есть учительница (Одри Френсис), которая весь фильм ходит с бинтами на носу то ли после ринопластики, то ли после побоев.     
Визуальная составляющая картины Ридер впечатляет гораздо сильнее содержания. В наиболее напряжённых моментах режиссёрка переходит на судорожный монтаж, калейдоскопическое изображение, камеру от первого лица и эффект GoPro. Приёмы смотрятся особенно неожиданно на фоне неторопливого темпа повествования. Также авторка наследует Дэвиду Кроненбергу. В фильме есть сразу несколько зверских телесных трансформаций, после которых можно решить, что смотришь продолжение «Преступлений будущего». 
В случае «Проклятого наследия» трудно предсказать, куда сюжет повернёт дальше. Картина представляет собой разрозненную мозаику пугающих эпизодов, которые лишь в конце кое-как удаётся собрать в единое целое. Но визуальная и сценарная эклектика в какой-то момент утомляют. На сюжетном уровне «Проклятое наследие» является собратом недавнего «Рода мужского» Алекса Гарленда. В хорроре Ридер нет Рори Киннера, который играл бы что мальчика, что домовладельца, что священника, что всех посетителей бара в английской глубинке, но есть жуткое ощущение торжества патриархата. Маньяком может оказаться кто угодно, все одинаково омерзительны. Убийца меняет маски, умеет подстраиваться под обстоятельства и чувствует безнаказанность. А поймают одного, тут же появится другой. Идейно, к сожалению, американская авторка не предлагает ничего нового.    
Победить убийцу Джонни удастся, только совладав с собственными мистическими силами. Ведь старшеклассница может вселиться в тело как жертвы, так и маньяка. Но одной Джонни точно не справиться. Эмпатия и взаимовыручка - верные средства борьбы женщин с бесчисленными мужчинами-охотниками…(Максим Ершов)

подготовил Николай Лежнев 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *