На экранах - "Призраки Исмаэля", фантасмагория каннского любимца Арно Деплешена со сборной Франции по актерскому мастерству в главных ролях. Лента лишний раз подтверждает, что единственный капитал европейского кино - это мощнейшая актерская школа. В главных ролях - Матьё Амальрик, Марион Котийяр, Шарлотта Генсбур, Луи Гаррель, Альба Рорвахер, Ласло Сабо, Ипполит Жирардо, Жак Ноло. Хронометраж - 01:54. Мировая премьера - 17.05.2017. Премьера в Украине - 31.08.2017. Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: кинорежиссер Исмаэль (Матье Амальрик) пытается разобраться с личной жизнью, работой и воспоминаниями. Он хочет снимать многофигурный политический триллер, но все никак не может дописать сценарий. Триллер должен рассказывать о его пропавшем брате - дипломате и, возможно, шпионе, блаженном бритоголовом Иване Дедалюсе (Луи Гаррель). Ночами Исмаэль не спит, потому что ему всегда снятся кошмары, по утрам он пьет и пишет, а днем тоже пьет и обнимает свою возлюбленную, Сильви (Шарлотта Генсбур). При этом Исмаэль не может забыть свою жену Карлотту (Марион Котийяр), пропавшую 21 год назад. Но внезапно Карлотта возвращается, живая и требовательная. Бедный Исмаэль разрывается между двумя женщинами, работой и кошмарами, пишет и переписывает сценарий своей жизни, а фильм перетасовывает жанры, пока в итоге не выбирает самый неубедительный: слезливую мелодраму...
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: есть большой соблазн с ходу окрестить "Призраки Исмаэля" новыми "Восемью с половиной" - это и правда кино про режиссера в творческом кризисе. Лента населена фантомами и духами, преследующими главного героя, а сам он пытается снять фильм...но как-то всё не выходит. Есть проблема: чтобы иметь право снять свою авторскую исповедь, надо быть персонажем масштаба Феллини или Тарковского. Или хотя бы одиозным автором. Арно Деплешен, режиссер "Призраков", на эту роль совсем не годится. К своим пятидесяти шести годам он снял от силы три более-менее заметные ленты: "Как я обсуждал свою сексуальную жизнь", "Рождественская сказка", "Три воспоминания моей юности" (премия Сезар). И все они были очень старательными, любовно скроенными бенефисами больших актеров. В общем, для авторской исповеди о муках творчества Деплешен ну совсем не годится. Другой соблазн - пересказать сюжет "Призраков..." как триллер про прошлое, которое настигает героя в самый неожиданный момент. Персонаж Амальрика здесь не только страдает и снимает фильм. Двадцать лет назад он потерял свою жену - та пропала без вести. И вот теперь вернулась, когда у него, наконец, сложились отношения с совершенно другой женщиной. Но и так на фильм посмотреть не получится. Для триллера "Призраки..." уж слишком тяжеловесные, с кучей лирических отступлений, рифм и параллельных сюжетов (герой Амальрика, например, пишет сценарий про своего пропавшего брата Ивана, дипломата, который постоянно пребывает в разъездах). Получается, что единственная точка, с которой на "Призраков..." получается смотреть - актерская. Деплешен собрал сборную мечты французского и шире, европейского — кино. Про Амальрика уже было сказано. Пропавшую жену играет Марион Котийяр (отделаться от аналогий с "Началом" Кристофера Нолана, где она тоже была призраком, не получится). Новую подружку - Шарлотта Генсбур. Призрачного брата-дипломата - Луи Гаррель. Его супругу - итальянская красотка-дива Альба Рорвахер. Каждый из них по отдельности может сделать кассу любой ленте, а уж вместе вовсе должны вызвать вокруг ленты нешуточный ажиотаж (что уже и произошло на премьере фильма в Каннах этой весной).
"Призраки Исмаэля" получаются некой антрепризой мечты. Сторонней работой больших актеров, спекулирующей их образами в массовом сознании. Только очень старательной, изысканной, порой даже неожиданной. Какими бы французскими все здешние звезды ни были, знают их и любят не за это. Матье Амальрик - один из лучших злодеев Бондианы. Шарлотта Генсбур — прима Ларса фон Триера. Марион Котийяр давно и очень успешно работает в американском кино. Гарреля открыл Бертолуччи. Каждый из них, в общем, достижение не французского, а мирового кино. Лучшие в своем роде, и Деплешен если и спекулирует их репутацией и узнаваемостью, то очень тонко и умело.
В довершение всего, оператором в титрах имеет очень знакомую фамилию: Любчански. Вильям Любчански – соавтор Риветта, Трюффо, Питера Брука и Иоселиани, один из лучших операторов европейского кино. Наверняка кто-то из зрителей восхитится формой старикана - но лишь потому, что не удосужится узнать, что он семь лет как на том свете. А Деплешен работает с его дочкой, средней руки, порядочной мастеровитости оператором Ириной Любчански. То есть он снова спекулирует - только тонко, умело и изящно.
РЕЗЮМЕ: "Призраки Исмаэля" выглядят как лучшая в своем роде антреприза. Возможность посмотреть на лучших актеров, которые красуются в умеренно эстетских планах, двойных экспозициях и прочих красивостях. В конце концов, хороших фильмов - навалом. А вот таких, чтобы просто смотреть на череду прекрасных лиц и радоваться - обидно мало.
подготовил Николай Лежнев