Паранормальная активность в новом фильме Стивена Содерберга…
Стивен Содерберг не первый раз показывает в Сандэнсе свои новаторские работы - «Секс, ложь и видео» в 1989 году, получивший приз зрительских симпатий, и «Девушку по вызову» в 2009 году. «Присутствие» - восьмой фильм режиссера после его объявления в 2017 году об уходе на покой. Как ни странно, именно после объявленного им ухода из кино, его продуктивность достигла новых высот. В главных ролях - Люси Лью, Крис Салливан, Джулия Фокс, Уэст Малхолленд, Каллина Лян, Эдди Мэдей, Дэниэл Дэниелсон. Хронометраж - 01:25. Премьера - 19.01.2024 (Sundance film festival). Оценка www.kino-nik.com 6/10
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Содерберг уже работал со сценаристом Дэвидом Кеппом - тот написал сценарий «Кими» в 2022 году, который был посвящен теме пандемии и последовавшего локдауна. По сюжету «Присутствия» семья с двумя детьми-подростками, явно переживающая кризис отношений, переезжает в новый дом. Родители почти полностью поглощены собой и своими личными интересами, в то время как их дочь Хлоя (Каллина Лян) и сын Тайлер (Эдди Мэдей) не переносят друг друга. Хлоя пытается справиться с горем от потери лучшей подруги, а Тайлер отличается особенно мерзким характером - и нередко обижает родную сестру. При этом отец лучше находит общий язык с дочерью, а мать с сыном.
«Присутствие» снят от начала до конца в одной локации - старый дом с оставшимися от прежних владельцев встроенными предметами мебели и старинным зеркалом, которое сразу наводит на мысль о потустороннем мире. Спокойная фортепианная партитура на протяжении фильма подпитывает чувство тревожности, и поэтому уже с самого начала - с первых нот - становится понятно, что с этим домом явно что-то не так. Сверхъестественная сила явно присутствует в доме. И зритель следит за историей о привидениях от первого лица.
Призрак проявляет особый интерес к нежной и восприимчивой Хлое, она единственный член семьи, способный ощущать присутствие таинственной сущности. И когда уже не остается сомнений, что она права, каждый пытается решить эту проблему по-своему. Глава семьи даже приглашает ясновидящую, которая подтверждает иное присутствие в доме и даже предупреждает о неминуемой трагедии. Режиссер признается изданию Filmmaker, что отправной точкой стал случай из его жизни: «У нас в доме было нечто похожее. Мы с Джулс (Эснер, жена Содерберга – Прим. ред.) купили дом и только спустя время узнали, что женщина, которой он принадлежал ранее, умерла здесь. Точнее была убита своей дочерью, с которой у нее были сложные отношения. Обстоятельства, связанные с этим, были очень туманными, но все в квартале были убеждены, что это не было самоубийством, как сказала полиция. С тех пор мы стали чувствовать некое присутствие в доме. Мне, как сыну парапсихолога, это показалось увлекательным». Камера, как бесплотное существо, легко движется по лестницам и коридорам, мимо жильцов и гостей, скользит из комнаты в комнату, позволяя оценить старинный особняк с полированными полами из дубовых досок, большим камином и винтажной мебелью. Содерберг выступает также оператором (под псевдонимом Питер Эндрюс) и использует этот прием практически в каждой сцене (Матвей Ромодановский)
РЕЗЮМЕ: «Присутствие» - это вызов режиссера самому себе, еще одна компактная работа Содерберга, стремящегося вдохнуть жизнь в хорошо известные всем сюжеты. Фильм в очередной раз доказывает, что Стивен Содерберг готов рисковать и экспериментировать, пробуя новые художественные приемы при минималистичном сценарии.