Сага об австралийском Робин Гуде от режиссера «Кредо убийцы»…
В конце февраля на экраны кинотеатров выйдет « Правдива iсторiя банди Келлi». Это четвертая попытка экранизировать жизнь и смерть австралийца Неда Келли. Посмотрим, что (не) так в версии австралийского постановщика Джастина Курзеля («Макбет», «Кредо убийцы»). В главных ролях - Джордж Маккэй, Рассел Кроу, Николас Холт, Эсси Дэвис, Шон Кинэн, Джейкоб Коллинс-Леви, Томасин МакКензи, Чарли Ханнэм, Клаудия Карван, Марлон Уильямс. Хронометраж – 02:04. Рейтинг R. Мировая премьера – 11.09.2019. Премьера в Украине – 20.02.2020 (“Вольга Украина”). Оценка www.kino-nik.ru 6/10
О ЧЕМ КИНО: от одного упоминания имени Неда Келли дрожала вся полиция. О его дерзких ограблениях банков слагали легенды, а за его голову была назначена огромная награда. Он один из самых противоречивых персонажей мировой криминальной истории, которого многие считают благородным разбойником и реальным Робином Гудом.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И АКТЕРЫ: Нед Келли — то ли народный герой, то ли безжалостный убийца, орудовавший в Австралии в конце XIX века. О его жизни написано не одно литературное произведение. В последние годы именно романы о банде Келли становятся основой для экранизаций истории про Неда. Не то что деятели кинематографа прошлого века. Первые попытки взяться за Неда Келли — «Подлинная история банды Келли» Чарльза Тейта 1906 года и «Нед Келли» Тони Ричардсона 1970-го — отталкивались исключительно от биографии бандита. Появление в начале 90-х романа Роберта Дрю подстегнуло австралийца Грегора Джордана к новой экранизации. Тогда главную роль примерил на себя Хит Леджер, а от исторического образа начали потихоньку отходить. Та же участь постигла Неда Келли и в 2000-х, с выходом романа австралийца Питера Кэри, получившего за свое творение Букеровскую премию. До Курзеля книга дошла не сразу, о планах по разработке картины режиссер заявил в конце 2016-го, во время пресс-тура «Кредо убийцы».
После «Макбета» и, мягко говоря, неудачной экранизации популярной компьютерной игры Джастин Курзель берется за историю одного из самых противоречивых персонажей в австралийской истории. Келли — что-то в духе британского разбойника Робина Гуда или борца за свободу Шотландии Уильяма Уоллеса, реальная биография которого не имеет почти ничего общего с фильмом «Храброе сердце».
Как и в случае с «Хищными птицами», недавно переименованными студией Warner Bros., «Подлинная история банды Келли» — не то, чем кажется. Синопсис обещает историю о банде, которой в лучшем случае отведено 20% от общего хронометража. Остальное время перед нами «детство, отрочество и юность» Неда Келли. История Курзеля поделена на три примерно равные части, олицетворяющие половое и личностное созревание Неда Келли — «Мальчик», «Мужчина» и «Монитор». Жирный акцент первой главы Курзель делает на детских травмах мальчика (юного Неда играет Орландо Швердт), которые в дальнейшем найдут свое отражение в повзрослевшем бандите.
Отец парня, Джон Келли, на первых же минутах отправляется в тюрьму за кражу скота. К матери Неда частенько захаживает местный шериф, сержант О'Нилл (Чарли Ханнэм). Парень растет где-то в пустоши в разваливающейся халупе без друзей и увлечений, в окружении брата, сестры и матери - последняя ежедневно обслуживает разных мужчин на отцовской кровати. После смерти отца на горизонте семьи Келли появляется новый мужик — разбойник Гарри Пауэр (Рассел Кроу). И тут вскрывается гнилая сущность матери Неда, которая решает продать сына Пауэру за 15 фунтов. Так мальчик, по мнению мамы, начнет становиться мужчиной. Не то что его отец, носивший чудное красное платье.
Выжать из неплохого актерского каста максимум у Курзеля не получается. И персонаж Ханнэма, и персонаж Кроу исчезнут из повествования на исходе первого часа. Толком раскрыть героев им не удается. Юному Неду, еще не достигшему 18-летнего возраста, придется адаптироваться к тюремным условиям после попытки отстрелить мужское достоинство сержанта О'Нилла.
Суровые австралийские нравы конца XIX века. Братья Келли — да, их к середине фильма уже несколько, мамаша постаралась — вместе с отчимом в конце концов сбиваются в банду и начинают промышлять кражей скота в больших масштабах. Уже вышедший из заключения Нед (повзрослевшего бандита играет Джордж Маккэй, не так давно блеснувший в «1917» Сэма Мендеса) не сразу становится частью семейного «бизнеса», но в итоге принимается в ОПГ, которая в одночасье становится «бандой Келли». Как именно Нед сумел завоевать авторитет и стать лидером, Курзель рассказывать не считает нужным. Ограбления банков в 1870-х, которые, собственно, и сделали банде громкое имя, в фильм также не попали. А ведь главное противоречие личности Неда зарождалось именно там, когда горели закладные горожан, освобождая их от долгов.
Вместо этого в главе «Мужчина» Джастин акцентирует внимание на жестокие стычки банды Келли с властями — нападение на констебля Фицпатрика (Николас Холт) и убийство полицейских. Негаданно-нежданно у банды появляется идеология, отдаленно напоминающая проект «Разгром» из «Бойцовского клуба» Чака Паланика. Тем временем Нед пишет собственную историю — в буквальном смысле мужик начинает вести дневник, куда записывает мысли и похождения. Между делом появляется идея надевать членам банды платья, когда все идут на дело. Потому что «безумие пугает».
Занятная линия повествования развивается в первой и второй главе вокруг Эдипова комплекса Неда, который здесь показан максимально наглядно, буквально в лоб. Юноша спит с матерью на одной кровати, пытается стать «настоящим мужчиной-добытчиком», притаскивая краденную свинью на обед. Уже повзрослев, персонаж Джорджа Маккэя находится в постоянных контрах с ухажером матери, подсознательно мечтая занять его место, но не в состоянии признаться в этом.
В развязке истории, когда Нед надевает свои знаменитые доспехи и нарекает себя «Монитором», безумный бандит выходит противостоять отряду рейнджеров, отстаивать честь семьи, имея ввиду, конечно, в первую очередь собственную мать. Пусть она и пыталась его продать, и в целом относилась как к куску дерьма. Вот такое оно, австралийское проявление любви к ближнему.
Многочисленные сюжетные «дыры» и местами безумный монтаж не дают в полной мере насладиться ни увлекательной историей, ни разобраться в противоречивости персонажей, ни понять, в конце концов, кто есть кто и что вообще происходит. Даже камера Эри Вегнера толком не хочет показывать героев в кадре, то и дело увлекаясь длинными пролетами и уводя камеру в сторону от происходящего на экране…( Тимур Алиев)
подготовил Николай Лежнев